Эмоциональную нестабильность усиливает

Определение понятия и классификация

Рассматриваемое понятие — полная противоположность психоэмоциональной стабильности. При наличии данного синдрома личность неадекватно реагирует на повседневные раздражители. Такому индивиду сложно концентрироваться на определенном деле.

На то, что человек имеет стабильную эмоциональность, могут указывать такие признаки, как:

  • отсутствие ощущения беспричинной раздражительности;
  • возможность контролировать свои эмоции;
  • умение самостоятельно принимать решения, предварительно их обдумав;
  • отсутствие импульсивности;
  • игнорирование мелких проблем и неприятностей.

Люди, которые стабильны в эмоциональном плане, нормально взаимодействуют с окружающими, не имеют предрасположенности к аффектам, способны плодотворно трудиться, из-за чего являются отличными работниками. Тогда, как психоэмоционально нестабильные индивиды испытывают проблемы, как при общении с близким окружением, так и на работе ввиду того, что любой раздражитель снижает их работоспособность.

Эмоциональной нестабильностью называют отклонение психологического характера, которое проявляется переменами настроения, отсутствием самоконтроля, импульсивностью и прочими симптомами эмоциональной лабильности.

Эмоционально волевая неустойчивость является разновидностью психического расстройства личности, главным признаком которого является наличие эмоциональной нестабильности. Такое расстройство характеризуется следующими симптомами:

  • наличие волевых нарушений, которые приводят к отсутствию контроля своих эмоций;
  • процесс принятия решений характеризуется поспешностью, неуравновешенностью;
  • отсутствие продумывания возможных последствий после неправильного принятия решения;
  • частые вспышки агрессии и гнева.

Появление в жизни даже минимальной неприятности нарушает жизненный ритм, воздействует на работоспособность, снижая ее, если у человека присутствует нестабильность эмоционального характера.

Различают импульсивный и пограничный типы эмоциональной неустойчивости.

  1. Первый характеризуется склонностью к импульсивным действиям, поспешным выводам, отсутствием продумывания последствий проявлением жесткости и агрессии.
  2. Пограничное состояние характеризуется отсутствием стабильности интересов, наличием ярких однонаправленных эмоций, заносчивостью и нетерпеливостью. В пограничном типе отмечают следующие формы данного состояния:
  • фобическая — присутствует наличие разнообразных тревог и страхов;
  • истерическая — отмечается работа пациентов на публику с целью драматизации своего состояния, использование манипуляций;
  • псевдо депрессивная — человек не воспринимает себя в реальном мире, не способен давать правильную оценку своим поступкам;
  • навязчивая — индивид зациклен на том, чтоб никто не узнал о его проблемах с психическим здоровьем;
  • психосоматическая — отмечается наличие жалоб на проблемы функционирования сердечно-сосудистой системы или органов ЖКТ (при обследовании диагнозы не подтверждаются);
  • психотическая — наиболее тяжелая форма пограничного типа. Человек полностью теряет связь с реальным миром, его могут преследовать галлюцинации, он может направлять свои действия на самоуничтожение.

Психология личности

Рассматривая проблемы эмоциональной неустойчивости авторы описывают его как совокупность разнообразных особенностей и проявлений, наиболее характерными из которых являются следующие характеристики.

Переменчивость настроения и неустойчивость эмоциональных реакций отмечалась в работах К.К. Платонова и Л.М. Шварца, которые к эмоционально неустойчивым относят, повышено возбудимых, чувствительных людей, склонных к частой смене эмоциональных состояний. Они указывают на специфику динамики эмоциональной сферы, а также волевых качеств личности.

Такого же мнения об эмоциональной неустойчивости придерживается В.Г. Норакидзе, описывая ее с помощью механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах В.Г. Норакидзе, П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко, показатель эмоциональной неустойчивости используется для диагностики различных психических заболеваний.

Эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций в исследованиях Н.Д. Левитова. Именно Левитов рассматривал ее как черту характера.

Преобладание негативных эмоциональных оценок как особенность эмоциональной неустойчивости была в работах Д. Уотсона и Л. Кларк, где отмечалось, что людям с подобной акцентуацией свойственна высокая негативная аффективность, переживание дискомфорта на протяжении длительного периода во многих, даже не несущих угрозы ситуациях.

В целом такие люди более интровертированы и склонны фиксироваться на негативных сторонах своей личности и мира, в которой они включены [4].

Важной составляющей в синдроме эмоциональной неустойчивости является невротизм. У эмоционально неустойчивых людей данную особенность отмечали Л.П. Баданина, Л.М. Митина, Е.Г. Щукина, Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др. Невротизм учителей как накопление нервного напряжения может проявляться в различных невротических симптомах, например, в беспокойном сне, беспричинных страхах, обидчивости и т.п.

Данная особенность является причиной трудностей в межличностном общении. Так, В.Н. Куницына объеди нила невтотизированных людей, а также лиц с низкой саморегуляцией в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся. Крайняя выраженность невротизма может способствовать возникновению различных неврозов и психопатий у эмоционально неустойчивых людей.

Среди внутренних факторов можно выделить физиологическую реактивность (эмоциональную возбудимость), свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность) и устойчивые психологические особенности личности (тревожность, экстра — интроверсию, организованность волевого контроля, акцентуации характера).

Эмоциональным параметрам отводится доминирующая роль в детермизации эмоциональной устойчивости. К таким параметрам Л.М. Аболин отнес: содержательный, или когнитивный (отражение объекта эмоций), качественный (знак, модальность эмоции), формальнодинамический (время и интенсивность переживаний) и экспрессивный (выражение эмоций в поведении) параметры.

Л.М. Аболин пришел к выводу, что «эмоциональная устойчивость не может быть отождествлена с какой-либо отдельной эмоциональной особенностью. Во многом уровень эмоциональной устойчивости зависит от общего соотношения параметров». Не обнаружено однозначной зависимости между эмоциональной устойчивостью (в том числе и неустойчивостью) и перечисленными факторами; все эти факторы опосредованы процессом психологической регуляции.

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.
  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.
  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.
  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.

Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Эмоциональная нестабильность и мнительность как причина заболеваний

Замученная женщина

Частые стрессы могут приводить к развитию эмоциональной неустойчивости

На сегодняшний день крайне сложно выявить истинную причину, которая приводит к развитию нестабильности эмоционального фона. При этом существуют определенные факторы, которые провоцируют развитие данного отклонения. Среди них отмечают:

  • длительное эмоциональное и психическое перенапряжение;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • воздействие стрессовых факторов;
  • неправильное воспитание, характеризуемое гипо- или гиперопекой родителей;
  • наличие психологических травм, в том числе оказанное насилие психологического или физического характера, особенно в детском возрасте;
  • последствие недоедания или недосыпа;
  • отсутствия правильного распорядка дня может приводить к развитию нестабильности эмоций;
  • наличие психастении;
  • отсутствие необходимых организму витаминов или микроэлементов, анемия;
  • наличие гормональных перестроек или патологических сбоев уровня гормонов в организме;
  • различные отклонения психического характера, в частности биполярные нарушения, депрессии, маниакальное расстройство, невроз;
  • побочный эффект приема определенных медикаментов (в таком случае возникновение эмоциональной неустойчивости будет совпадать с началом приема этих средств);
  • наличие врожденных пороков нервной системы;
  • органические повреждения головного мозга.

Нельзя не согласиться с М. Монтенем, который писал: «Постоянно приходится видеть, как такие больные делают себе кровопускания, очищают желудок и пичкают себя лекарствами, стремясь исцелиться от воображаемой болезни. У такого больного камни иной раз возникают скорее в душе, чем в почках, своим воображением он предвосхищает боль и сам бежит ей навстречу, словно боясь, что ему не хватит времени страдать от нее, когда она действительно на него обрушится».

Кто же страдает от воображаемых болезней и какие причины их порождают? Обязательным условием возникновения воображаемых болезней является эмоциональная неустойчивость, мнительность, впечатлительность, а потому внушаемость — свойство психики не только прирожденное, но и в большой степени приобретенное в процессе воспитания и обучения, о чем говорилось выше.

Мнимые болезни возникают легче при наличии способствующих факторов: нервно-психического перенапряжения, переутомления, бессонницы, нарушения режима поведения и питания. Значение способствующих факторов возрастает в условиях длительных, затяжных отрицательных эмоций в связи с семейными неурядицами, служебными неприятностями, тяжелой болезнью близких и связанным с нею уходом за больным.

Бессонные ночи у постели тяжелого больного, беспокойство о его судьбе, переживания в связи с его страданиями, нарушения режима питания ведут к возникновению таких явлений, как потеря аппетита, задержка стула, урчание в кишечнике или боли в желудке, слабость, головная боль и так далее. Анализ этих ощущений и сравнение их с тем, что было у больного и к чему это привело, наводят на мысль о возможности у них такой же болезни.

Эмоционально неустойчивые лица обычно с жадностью прислушиваются ко всему, что говорят о болезнях и лечении медицинские работники, соседи, сослуживцы, знакомые, случайные собеседники. Они и сами принимают активное участие в обсуждении вопросов медицины, участвуют в сплетнях, пересудах, впитывают все, запоминают и готовы поделиться своими знаниями и слухами с любым, кто их слушает, в том числе с медицинскими работниками, охотно дают то разумные, то нелепые советы врачам-специалистам по тому или иному поводу, по применению тех или иных лекарств.

Предлагаем ознакомиться  Какие причины могут вызвать боли в правом боку?

Они не только прислушиваются, но и читают: читают научно-популярные издания, читают справочники и учебники для врачей, заглядывают в Большую медицинскую энциклопедию. Написанное для врачей им недоступно, а вред от чтения очевиден: среди симптомов самых «страшных» болезней они обязательно найдут что-нибудь сходное со своими ощущениями, достаточное, чтобы приписать себе какую-нибудь болезнь.

Павлов говорил, что слово для человека — «такой же реальный раздражитель, как и все остальные общие для него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущие в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных».

Медицинские работники не являются исключением: и среди них встречаются лица впечатлительные, мнительные, легко поддающиеся внушению. Особенно это заметно среди студентов-медиков. На каждом потоке в медицинском вузе находятся студенты, которые «заболевают» начиная с третьего курса хотя бы одной воображаемой болезнью.

Боязнь заболеть опасной, тяжелой, неизлечимой болезнью подчас перерастает в своеобразную болезнь: мнительность, ожидание болезни в таких случаях принимают уродливую форму мании преследования, и благоразумные советы и разъяснения часто не имеют успеха.

Представляет интерес поведение мнительных субъектов при обнаружении у себя несуществующей, воображаемой болезни. Одни из них отказываются от детального обследования из-за боязни обнаружения тяжелой болезни. Они предпочитают переживать, волноваться и лечиться от несуществующей болезни, чем убедиться в ее отсутствии.

Другие, наоборот, обнаружив небольшие изменения в самочувствии, заметив незначительные функциональные нарушения или болевые ощущения, пугающие их своей новизной и необычностью, готовы на любые обследования, чтобы, выявив причину, своевременно начать лечение. Такое поведение следовало бы считать правильным, к этому призывают и врачи — своевременно обращаться к врачу за помощью при появлении ранних симптомов болезни.

Но иной раз при склонности к преувеличению или из-за ожидания серьезных последствий некоторые лица обращаются к врачам с самыми невероятными предположениями при обнаружении случайных и кратковременных неприятных или необычных ощущений. «Что-то во рту сохнет — не диабет ли»? «Под ложечкой ноет, отрыжка появилась — наверно, рак желудка»!

Влияние врача на возникновение психосоматических заболеваний

особенности психологии подростков

К сожалению, имеется немало врачей, которые, вместо того чтобы квалифицированно разобраться в ощущениях и убедиться в необоснованности опасений, своим поведением, может быть и не желая этого, подкрепляют подозрения больных. Слово врача, неквалифицированно объясняющего тот или иной симптом, ошибки в диагнозе, случайно оброненная фраза самоуверенного, некритически относящегося к своим словам и поступкам медицинского работника могут служить причиной происхождения воображаемых, не существующих у пациента болезней.

Стоит привести несколько примеров. Немало встречается лиц, свыкшихся с ошибочным диагнозом ревмокардита или другого заболевания. Впоследствии с таким диагнозом трудно бывает расстаться, особенно если он предоставляет возможность злоупотребления: санаторно-курортное лечение, пользование больничным листом, прерывание беременности по медицинским показаниям.

Довольно часто некоторые заболевают воображаемой стенокардией как по причине самовнушения, так и по причине ошибочных диагнозов. Молодая женщина тридцати лет стала ощущать колющие боли «в области сердца». Ей было известно, что стенокардия характеризуется болью «в области сердца». Обратилась к врачу, которая, вероятно, плохо знала, чем проявляется стенокардия, а потому заявила, что у женщины стенокардия, что она должна ограничить физическую нагрузку, ходить меньше, за пределы города не выезжать, иметь при себе валидол.

Не всегда удается убедить некоторых пациентов в отсутствии у них стенокардии даже после тщательного клинического обследования, иногда неоднократного: такие больные часто вызывают врачей скорой помощи, а последние иногда доставляют их (повторно) в больницы с подозрением на инфаркт миокарда. Направление лиц с воображаемыми болезнями на курорт лишь укрепляет их веру в существование болезни.

Встречи, разговоры с больными соответствующего профиля часто приносят больным большой вред: впечатлительные, нервные больные находят новые подтверждения того, что они больны. Поэтому, когда врач убежден в отсутствии реальной болезни, когда он уверен, что эта болезнь — результат невроза, таких больных можно направлять лишь в общие нервно-соматические, а не специализированные санатории.

Гипертоническая болезнь также иногда является причиной неблагоразумного поведения больных. В результате неправильной ориентации больных, внушения им ложных представлений о течении и осложнениях гипертонической болезни больные становятся тяжелыми невротиками. В наше время наиболее частой воображаемой болезнью, кроме стенокардии и ревматизма, является рак разной локализации.

С другой стороны, известно, что хронические соматические заболевания, такие, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, хронические заболевания желудка, кишечника и почек, могут проявляться неврастеническими симптомами, такими, как немотивированная раздражительность, плохое настроение, беспокойный сон, иногда с устрашающими сновидениями, плаксивость, быстрая утомляемость.

Психология личности

Пубертаный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Развитие психических функций . Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Эмоциональную нестабильность усиливает

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти.

Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное.

В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Развитие самосознания . Последовательно появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Мужчина психует от увиденного на телефоне

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 л.).

Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.

Примерно в 15 лет., после поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Предлагаем ознакомиться  10 ценных привычек позитивного человека

Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» – так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще 2 – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

«Я-концепция» включает в себя и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию».

Подростковые реакции . Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях.

Характерные проявления

Эмоциональная неустойчивость может выражаться:

  • аффективностью — импульсивность эмоционального характера, когда индивид остро реагирует на воздействие любого раздражителя, не может себя контролировать;
  • эмоциональными качелями – состоянием, при котором индивид за короткий промежуток времени меняет свое отношение и настроение к определенным людям и так происходит неоднократно. Наглядный пример, когда манипулятор чередует свое плохое отношение с хорошим — может причинить боль, обидеть, после прийти с подарками и комплиментами.

На наличие психоэмоциональной нестабильности могут указывать следующие симптомы.

  1. Отсутствие способности держать свои эмоции под контролем. Такой человек может начать себя неадекватно вести в ситуации, в которой другой индивид отреагировал бы вполне спокойно, даже не придал бы этому значения.
  2. Наличие регулярных перепадов настроения, например, в определенный момент человек может испытывать избыточную радость, которая сменится сильным плачем.
  3. Серьезные трудности с концентрацией внимания. Когда индивид остро реагирует на все, что происходит вокруг него, ему крайне сложно отбросить все мысли о различных раздражителях и сконцентрироваться на определенном деле.
  4. Наличие импульсивного решения, которое необходимо принять такому индивиду, как правило, поспешно, без должного обдумывания.
  5. Излишняя агрессия, гнев и раздражительность. Если человек не находит понимания при общении с собеседником, он может вступить в конфликт, сорваться, высказаться грубо и даже перейти к физическому насилию.
  6. Повышенная слезливость, зачастую без видимой на то причины. Так у эмоционально нестабильного человека вызвать слезы может даже подгоревшая яичница.

Характерная симптоматика может отличаться и варьироваться в зависимости от того, что именно спровоцировало развитие такого состояния.

Возможные причины

медицины, психологии, психиатрии, социологии. Особенного внимания заслуживают работы таких ученых, как Л. С. Выготский, В.Е. Смирнов, Л. И. Божович., А. Н. Леонтьев. Несмотря на разную расстановку акцентов, практически все они сходятся в одном: подростковый возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов.

Пожалуй, лучше всего о противоречивости личности в этот период сказал А. Фрейд: «Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.

Современные психологи (Р.С. Немов, Б.С. Волков) границами подросткового возраста считают период с 11-12 до 15-16 лет и, прежде всего, связывают его с перестройкой, происходящей в организме ребенка (половым созреванием), а также психологическим кризисом, который получил название «пубертатный»[5].

Пубертатный кризис может возникнуть и в 11,и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Половое созревание зависит от эндокринных изменений. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

Увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Это приводит к некоторой подростковой угловатости, часто в это время дети ощущают себя неуклюжими, неловкими. Повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно короткий период времени, буквально падать от усталости.

Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональный фон становится крайне неровным, нестабильным. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную и нежелательную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу.

Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

Половых гормонов у подростков вырабатывается больше чем у взрослых людей, что вызывает усиление секреции желез надпочечников, обычно вызывающей мобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Большинство мальчиков в большей степени осознают истоки этого возбуждения, у девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, поддержке, любви).

Патология и психология воли Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен. У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, .

Структура социальных представлений Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку: — поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содер .

Влияние нервной системы на темперамент человека Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прир .

Главными методами лечения воображаемых болезней являются психотерапия и время, особенно последнее: проходит время, человек убеждается, что он не умер, не стал инвалидом и даже не слег в постель, и постепенно забывает, что совсем недавно он «страдал» — телесно и душевно — от тяжелой воображаемой болезни. Большое значение имеет и самовнушение. Для этого требуются твердый характер и сильная воля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диагностика

  1. Первоначально занимаясь постановкой диагноза, специалист должен понаблюдать за тем, как ведет себя пациент. Это позволит ему выявить отклонения в мыслительных процессах, эмоциональном восприятии, обнаружить определенные признаки рассматриваемого расстройства.
  2. Будет проводиться и дифференциальная диагностика с целью исключения схожих по проявлению недугов.
  3. На приеме пациенту будет предложено пройти определенные тестирования для выявления точного диагноза, определения степени устойчивости:
  • опросник под названием «Шкала вспыльчивости», который разработан Ильиным и Ковалевой;
  • методика Смирнова «Эмоциональная возбудимость и устойчивость»;
  • тестирование Ильина, ориентированное на самопроверку под названием «Характеристики эмоциональности».

Данные опросники и тесты помогают в постановке диагноза не только психологам, психотерапевтам, но и простым людям, незнакомым с психологией.

Эмоциональную нестабильность усиливает

Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.

нейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположномполюсе этого фактора, у него отсутствуют все вышеперечисленные качества и присутствуют другие: недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.

Таблица 7 – Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Численный показатель интерпретация результатов
0-3 Ответы искренние, результаты достоверные
4-5 Ответы ситуативные, результаты неопределенные
6-9 Ответы неискренние, результаты недостоверные

Соотнесите данные вами ответы с «ключом». Если ваш ответ совпадает с тем, что дан в ключе, то он оценивается 1 балл. Суммируйте баллы по каждому качеству.

Далее обратимся к системе свойств темперамента (таблица 8). Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии и по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности точки, соответствующие полученным данным. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это и есть ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень личностных качеств, которые с наибольшей легкостью формируются на базе данного типа.

Например, при подсчете баллов по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности получен результат 5. Через значение 5 по шкале нейротизма проводится горизонтальная линия. Результат по шкале экстраверсии – 10. В этом случае через значение 10 по оси экстраверсии проводится вертикальная линия. Точка пересечения вертикальной и горизонтальной линий на таблице 8 покажет место темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае это флегматик. Здесь же приведены дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный.

Предлагаем ознакомиться  Топ-10 продуктов, повышающих потенцию

Соотнесите полученный в результате исследования тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.

При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.

О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы окружающей среды: у «сильных» — сильнее стимул – сильнее ответ. У слабых – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.

1 способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).

2 Умение преодолевать трудности неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности настойчивости в трудных и опасных условиях.

3 Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.

О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой регуляции, по быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.

1 Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.

2 сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).

3 Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.

4 Неторопливость в принятии решений.

5 Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.

6 Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.

Основанием для отнесения к «слабому» типу темперамента являются противоположные показатели.

1 Преимущественно быстрый тип деятельности, даже при освоении новой работы или вида спорта).

2 Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).

2 Легкость и активность в установлении новых контактов, знакомств, постоянное стремление к новым впечатлениям.

Быстрое освоение новых видов деятельности, быстрая адаптация к новой обстановке.

4 Быстрое засыпание и пробуждение.

5 Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для отнесения к группе относительно инертных типов являются противоположные признаки.

Таблица 8 – Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма

Таблица 9 – Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка

Э – И Н И Э – И Н И
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
1. r 29. r
2. r 30. r
3. r 31. r
4. r 32. r
5. r 33. r
6. r 34. r
7. r 35. r
8. r 36. r
9. r 37. r
10. r 38. r
11. r 39. r
12. r 40. r
13. r 41. r
14. r 42. r
15. r 43. r
16. r 44. r
17. r 45. r
18. r 46. r
19. r 47. r
20. r 48. r
21. r 49. r
22. r 50. r
23. r 51. r
24. r 52. r
25. r 53. r
26. r 54. r
27. r 55. r
28. r 56. r
57. r

Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия

Н — нейротизм – эмоциональная стабильность

И — искренность

Лучшие изречения:Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9204 —

| 7355 —

или читать все.

Лечение

Сеанс психотерапии

Психотерапия эффективна для нормализации эмоционального состояния

  1. Первоначально необходимо исключить жизненные ситуации, оказавшись в которых, индивид выражено проявляет свои эмоции. То есть необходимо исключить негативное события, которые приводят к эмоциональному перенапряжению.
  2. Выписываемые врачом препараты, необходимые для нормализации состояния, будут напрямую зависеть от причин, которые повлияли на развитие эмоциональной нестабильности. Это могут быть средства, необходимые для ухода от хронической усталости, нормализации гормонального фона или для обеспечения и восполнения в организме недостающих микроэлементов и витаминов. Среди медикаментов могут назначаться нейролептики (помогают противостоять импульсивному всплеску), антидепрессанты (эффективны в борьбе с тревогами), нормотимики (улучшают состояние, помогают наладить взаимоотношения с людьми, которые окружают).
  3. Также могут прописываться курсы массажа, лечебная физкультура. Могут быть рекомендованы занятия танцами, йогой, плаванием, ароматерапия.
  4. Личностям, имеющим эмоциональную нестабильность, рекомендуется коррекция питания. Особое внимание следует уделять фруктам и овощам, кисломолочным и молочным продуктам, рыбе с высоким содержанием жирных кислот.
  5. Большое значение имеет и нормализация сна. Особенно, если в Вашем случае данный фактор имел место.
  6. Также немаловажное значение имеет психотерапия. Так, если у пациента импульсивный тип эмоциональной неустойчивости, то будут попутно назначены препараты на устранение внезапных импульсивных поступков. Если пограничный тип, то психотерапия будет направлена на возврат индивида в его среду обитания, нормализацию отношений с окружающими людьми, стабилизацию проявлений эмоций.
  7. Также может быть рекомендована смена обстановки для того, чтоб нормализовать эмоциональный фон. Это может быть и поездка в санаторий, и путешествие в другую страну.

2 Психофизиологические характеристики подросткового возраста

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки физического созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успеш-

нее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со никами. К мальчикам с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. У них чаще появляется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Образ идеала зачастую оказывается несколько противоречивым, поскольку сочетает в себе качества, как взрослых, так и сверстников. Причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по этому поводу[5].

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение[7]. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет.

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?» Подросток пытается понять себя и, проявляя разные, часто противоположные, качества, открывает в себе все новые и новые черты. Большинство психологов отмечают противоречивость подросткового характера.

С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Ш. Бюлер пишет: «Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им.

При положительном разрешении кризиса равновесие возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, восстанавливается эмоциональная уравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, происходит осознание собственной индивидуальности и неповторимости, происходит основной процесс социально-психологической адаптации.

Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности подростка со средой, которое характеризуется: сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг него, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;

Достижение психосоциальной зрелости и адаптация в социуме являются главным итогом подросткового возраста. Н. Ф. Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.

Таким образом, подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями вырастает и оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Меры предосторожности

Мужчина едет на велосипеде

Занятия спортом благоприятно воздействуют на нормализацию эмоционального фона

Существует ряд рекомендаций, следуя которым можно предупредить возникновение эмоциональной нестабильности.

  1. Распланируйте дневной распорядок, четко ему следуйте. Разграничивайте время на отдых и активные действия. Не перетруждайтесь на работе.
  2. Старайтесь защищать себя от воздействия стрессовых факторов, не вступайте в конфликты.
  3. Уделяйте большое внимание правильному питанию, следите за тем, чтоб в рационе присутствовали биологически активные вещества, витамины и минералы.
  4. Важно наличие здорового полноценного сна.
  5. Избегайте общения с неприятными людьми, которые вызывают у Вас чувство дискомфорта.
  6. Бережно относитесь к своему здоровью, регулярно проходите профилактические обследования, чтобы своевременно иметь возможность выявить развитие какого-либо заболевания.
  7. Найдите хобби, которое будет приносить Вам удовольствие. Постарайтесь, чтоб в Вашей жизни было больше действий и событий, которые доставляют положительные эмоции.
  8. Обеспечьте себя хотя бы минимальными физическими нагрузками ежедневно.
  9. Старайтесь, как можно чаще, бывать на свежем воздухе. Отправляйтесь на прогулки в парк, на природу.
  10. При появлении сомнительных симптомов, указывающих на проблемы с психологическим здоровьем, своевременно обращайтесь к психологу или психотерапевту.

Теперь Вы знаете, что собой являет синдром эмоциональной неустойчивости. Важно понимать, что наличие подобного расстройство может приводить к ухудшению жизни, как самого индивида, так и его окружения. Поэтому, если Вы столкнулись с проявлениями такого состояния, обратитесь за помощью к специалисту.

Оцените статью
Ствол
Adblock detector