Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

Содержание

  1. Что это такое Определение понятия и признаки
  2. Список основных признаков ценностных установок
  • Роль жизненных ценностей
      Составляющие личности
  • Предпосылки поведения
  • Как формируются
  • Какие могут быть жизненные ценности
  • Основные ценностные ориентиры
  • Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров
      Пирамида ценностей
  • Другая классификация ценностных ориентиров в таблице
  • Система ценностей у мужчин и женщин
  • Значимость человеческих отношений
  • Иерархия ценностей
      Как определить свои жизненные максимы
  • Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
  • Переосмысление
  • Есть вещи, которые играют огромную роль в жизни человека, определяют его мировосприятие, помогают принимать решения. Что это такое – жизненные ценности людей, как и зачем нужно составлять свою правильную ценностную иерархию, узнайте из этой статьи.

    Как можно повлиять на формирование своих жизненных ценностей?

    Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

    Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

    Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

    В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).

    Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности.

    На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

    Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной.

    Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть.

    Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками.

    «Делай как я говорю » такой стереотип воспитания не подходит подростку. «Делай как я » вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

    «Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека «, говорил В. А. Сухомлинский.

    Ближайшее социальное окружение родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) непосредственно влияет на развитие психики ребенка.

    Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

    Подросток (1215 лет) идет к познанию действительности во многом «от себя «, через свои переживания.

    Старшеклассник (1618 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире? «, «Какое место я занимаю в нем? «, «Каковы мои возможности? «, «Какой я? «.

    Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

    Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

    Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

    Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

    Самое главное для подростка это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

    Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

    Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

    Многие могут сказать какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах.

    А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок если он чемто огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    Если бы реакция была противоположной мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чемто провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными.

    «Зачем ты дружишь с Петей? В его семье ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача «. Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

    Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью.

    Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства.

    Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

    Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

    В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи.

    Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем.

    Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами.

    Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

    Предлагаем ознакомиться  История возникновения СПИДа: как и откуда появилась болезнь?

    Виды нравственных идеалов

    Виды духовно-нравственных ценностей:

    1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
    2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
    3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

    Какие бывают жизненные ценности

    • Активность.
    • Безмятежность.
    • Беспристрастность.
    • Благодарность.
    • Воодушевленность.
    • Жизнерадостность.
    • Гибкость.
    • Духовность.
    • Зрелищность.
    • Мечтательность.
    • Мудрость.
    • Надежность.
    • Независимость.
    • Обеспеченность.
    • Определенность.
    • Организованность.
    • Осознанность.
    • Откровенность.
    • Открытость.
    • Преданность.
    • Привлекательность.
    • Принадлежность.
    • Проактивность.
    • Решительность.
    • Скромность.
    • Стабильность.
    • Смелость.
    • Твердость.
    • Точность.
    • Умеренность.
    • Уникальность.
    • Финансовая независимость.
    • Хозяйственность.
    • Чувственность.
    • Щедрость.
    • Яркость.
    • Альтруизм.
    • Героизм.
    • Оптимизм.
    • Прагматизм.
    • Практицизм.
    • Профессионализм.
    • Реализм.
    • Баланс.
    • Богатство.
    • Гостеприимство.
    • Доброжелательство.
    • Любопытство.
    • Постоянство.
    • Совершенство.
    • Творчество.
    • Упорство.
    • Вера.
    • Власть.
    • Воображение.
    • Достижение.
    • Знание.
    • Исследование.
    • Наслаждение.
    • Образование.
    • Понимание.
    • Приключение.
    • Доверие.
    • Обилие.
    • Остроумие.
    • Открытие.
    • Правосудие.
    • Приятие.
    • Развитие.
    • Разнообразие.
    • Сочувствие.
    • Трудолюбие.
    • Удовольствие.
    • Хладнокровие.
    • Гигиена.
    • Глубина.
    • Дисциплина.
    • Самодисциплина.
    • Дружба.
    • Здоровье.
    • Комфорт.
    • Красота.
    • Логика.
    • Любовь.
    • Мир.
    • Надежда.
    • Опыт.
    • Победа.
    • Поддержка.
    • Покой.
    • Польза.
    • Правда.
    • Простота.
    • Рост.
    • Самоконтроль.
    • Свобода.
    • Семья.
    • Слава.
    • Страсть.
    • Счастье.
    • Традиция.
    • Энергия.
    • Синергия.
    • Успех.
    • Чистота.
    • Юмор.

    Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.

    Пирамида ценностей

    Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.

    Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.

    Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

    Рассмотрим жизненные ценности на примерах из жизни. Для большинства людей это:

    • здоровье и саморазвитие;
    • карьера и любимое дело;
    • деньги;
    • любовь и отношения;
    • почет, признание, популярность;
    • развлечения и отдых.

    В разных источниках можно найти различные интерпретации этих пунктов, но суть всегда одна.

    Здоровье и саморазвитие — это то, что внутри человека. Его внутренний мир. Психическое равновесие, уверенность в безопасности. Здоровье тела. Здесь же и интеллект: развитие, познание мира, любознательность.

    Карьера и деньги — вещи разные. И между ними часто стоит выбор. Заниматься тем, что нравится, и получать копейки или работать на результат, но не получать удовольствия от этого. Любимое дело или работа, приносящая доход. Деньги открывают возможности, удовлетворяют потребности, позволяют повысить статус. Но так ли это важно, если работа не по душе? Здесь у каждого будет свой ответ.

    Любовь и отношения — сфера широкая. Внутри нее тоже бывают противоречия. Мужчина может разрываться между мамой и женой, которые недолюбливают друг друга. Женщина почувствует, что отдалилась от подруг после того, как вышла замуж, стала мамой. Все связи с людьми важны, но все они разные. Мы любим родителей не так, как друзей, и совсем иначе любим супруга.

    Почёт и признание — это то, как вас оценивают соседи, друзья, сколько у вас подписчиков в социальных сетях. Стыдно ли вам прийти на встречу одноклассников? Стараетесь ли вы не видеться с ними, чтобы избежать расспросов?

    Развлечения и отдых могут стоять на первом месте у подростков, но вовсе отсутствовать у взрослых людей, которые стараются обеспечить семью. Этот пункт нельзя исключить из списка, он так же важен, как остальные. Вы с этим не согласны? Это нормально, ведь у каждого своя система ценностей.

    Ценности в жизни человека. Основные ценности жизни – 200 примеров

    Примеры МЦ: недвижимость, предметы быта, транспортные средства, товар, оборудование и т.д.

    Материальные ценности могут быть собственностью (это как?) отдельного человека, семьи, организации (ИП или юридического лица), государства. МЦ, принадлежащие юр.лицу, ИП или государству, находятся под контролем и подлежат бухгалтерскому учету.

    Некоторые виды МЦ облагаются налогом (в том числе недвижимое имущество физических лиц).

    В бухучете (что это?) все МЦ, используемые в хозяйственной деятельности предприятия, называются товарно-материальными ценностями (ТМЦ).

    В перечень ТМЦ предприятий входят:

    1. сырье, материалы, комплектующие для изготовления продукции;
    2. незавершенное производство («недоделанная» продукция);
    3. товар на складе (товар произведен, но не продан покупателю);
    4. расходные материалы, используемые в процессе производства;
    5. тара;
    6. средства производства (оборудование и инструменты).

    Все ТМЦ являются активами (это как?) компании. Движение ТМЦ с момента поступления на баланс предприятия тщательно фиксируется.

    К этапам движения ТМЦ относятся следующие основные моменты:

    1. поступление (приход) – это может быть поставка, передача, мена;
    2. хранение;
    3. выбытие.

    Чтобы исключить расхождение между сведениями учета и реальным положением дел, на предприятии проводятся регулярные инвентаризации (это как?). Движение ТМЦ фиксируется бухгалтерскими проводками, на основе которых затем формируется бухгалтерский баланс.

    Условное деление жизненных ценностей представлено двумя группами:

    1. Материальное — представлено стремлением к деньгами, дому, комфорту, финансовому благополучию, стабильности.
    2. Духовное — делится на несколько подгрупп и включает в себя:
      • семью: наличие интимных длительных постоянных отношений в паре, рождение детей, чувство любви и нужности,
      • друзей и коллег: желание ощущать себя принадлежащим к обществу,
      • карьеру: стремление к определённому социальному статусу и уважению авторитетных людей,
      • занятие любимым делом: ведение бизнес-проектов или увлечения музыкой, спортом, проявление таланта,
      • занятие образованием и развитием способностей, повышением квалификации,
      • занятие здоровьем и внешним видом: достижение стройности и хорошей физической формы, профилактики и лечения заболеваний.

    Если между категориями существуют переплетения, это делает их смежными ценностями. Современный мир практически стёр границу между материальным и духовным. Чтобы реализовать одно, нужно иметь и другое.

    К примеру, чтобы получить образование, нужно обладать определёнными деньгами, которые необходимо заработать. Финансы позволяют семье чувствовать себя комфортно и проводить досуг интересно. Здоровье и красота тоже требуют денежных вложений. Определение социального статуса человека исходит из материальных благ, которые он нажил.

    Из этого можно сделать вывод, что материальные и духовные ценности невозможно отделить друг от друга.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    Жизненные ценности можно поделить на две группы. Одна из них представлена общечеловеческими ценностями (культурными). К ней относятся представления о хорошем и плохом. Их закладка происходит ещё в детском возрасте. За образец берётся семья ребёнка. Основа приоритетов — то, что принимали за ценности родители. Общечеловеческие приоритеты основаны на следующем:

    • физическом здоровье,
    • жизненном успехе (образовании, карьере, социальном статусе),
    • семье, детях, любви, друзьях,
    • духовном развитии,
    • свободе,
    • творческой реализации.

    Вторая группа представлена индивидуальными ценностями. Формирование их происходит всю жизнь. Каждый человек выбирает их для себя сам. Они могут включать в себя доброту, веру в людей и тому подобное.

    Формирование системы ценностей складывается в детстве, когда начинается воспитание и взаимодействие с окружающими. Изменить собственные взгляды и убеждения в зрелом возрасте, когда личность уже сформировалась, не получится.

    Существует четыре основных факторов, под влиянием которых формируются внутренние установки:

    1. Влияние семейного воспитания. Именно родители являются главным источником, который влияет на формирование ребёнка. Демонстрация родителями определённых моделей поведения в большинстве случаев вынудит ребёнка вести себя в будущем точно так же.
    2. Влияние детского сада и школы. Образовательные учреждения оказываются серьезное влияние на подрастающее поколение. Воспитатели и учителя много времени проводят с дошкольниками и школьниками. Для детей имеет значение информация, происходящая от тех педагогов, которых они уважают.
    3. Влияние общественных норм. Взаимодействие с обществом основано на определённых нормах поведения. Если эти нормы нарушать, другие люди осуждают нарушителя.
    4. Процесс самопознания. Самопознание не менее важно для формирования личности и её ценностей. Имеющиеся жизненные установки у зрелой личности можно изменить только проведя сложный самоанализ. Его помощь заключается в определении реальных взглядов и убеждений, не соответствующих навязанным семьёй или обществом стереотипам.

    Благодаря разработкам психологов существуют разнообразные методики, диагностирующие жизненные ценности.

    Например, тестирование в режиме онлайн. Для этого нужно потратить не больше 15 минут и через несколько секунд получить результат, отвечая на вопросы с вариантами ответов или выбирая пункты из списка с несколькими утверждениями.

    В таких тестированиях нет правильных или неправильных ответов. По окончании тестируемый получает результат в виде списка ценностей.

    Использование данных методов позволяет быстро узнать собственную иерархию приоритетов. Порой человек не согласен с теми результатами, которые получил. В таких случаях можно обратиться к другим тестам.

    Тестирование хорошо и тем, что пока человек думает над вопросами, он уже выбирает наиболее значимые и второстепенные для себя вещи.

    В качестве другого варианта можно попытаться самостоятельно проанализировать свои приоритеты. Берётся лист бумаги, на котором пишется всё, что имеет значение, все самые дорогие, ценные вещи, как материального, так и духовного характера.

    После того, как список составлен, необходимо немного передохнуть, например, заняться чем-то другим. Затем вернуться к списку и выбрать из него 10 самых важных вещей. Остальное нужно вычеркнуть. После проделанного список вновь перечитывается и снова сокращается в два раза. Для определения приоритетов нужно представлять различные ситуации из жизни. Это поможет выбрать важные моменты.

    После того, как в списке останется пять ценностей, их нужно расписать пунктам от 1 до 5 в зависимости от того, насколько это важно. То, что будет находиться под цифрой 1 и является приоритетом. Оставшиеся четыре вещи будут важны, но не настолько.

    Трудно встретить двух людей, имеющих абсолютно идентичные приоритеты. Однако существуют личностные ценности, характерные для всех разумных женщин и мужчин. Что может быть главным в человеческой жизни? Базовые ценности человека составляют небольшой список.

    1. Любовь к себе. Ее не стоит путать с эгоизмом и самовлюбленностью. Это чувство собственного достоинства, желание развиваться как личность, стремление к достижению счастья и внутренней гармонии. Без здоровой доли любви к себе, человек не сможет жить полноценной жизнью.
    2. Семья. Для подавляющего большинства людей жизненные приоритеты заключаются в достижении семейного счастья. Жена или муж, дети, внуки, уютный домашний очаг – это огромное богатство.
    3. Карьера. Какие бывают жизненные ценности? Многие люди первостепенное значение придают своей профессиональной деятельности. Для активных леди и джентльменов карьерный рост иногда значит больше, чем семья, поэтому они все силы направляют на достижение успехов на рабочем месте.
    4. Общественная жизнь. Альтруисты главным приоритетом считают труд на благо общества. Собственные потребности такие люди обычно ставят на второй план.
    5. Самодисциплина. Жизненные ценности – что это такое? Это умение направлять личную деятельность на достижение каких-либо результатов таким образом, чтобы предпринимаемые поступки не противоречили моральным принципам. Для личности чрезвычайно важна дисциплина – умение выполнять обязанности и обещания, данные себе или окружающим. Самодисциплина требует огромной силы воли и характера, однако она невероятно полезна для личностного роста.
    Предлагаем ознакомиться  Первая помощь и лечение открытой черепно-мозговой травмы

    Ценности в жизни человека могут быть и другими, индивидуальными и совершенно неожиданными. Они отражаются на поставленных целях и способах их достижения. Если говорить о не основных ценностях в жизни, какие они бывают:

    • честность;
    • здоровье;
    • оптимизм;
    • терпение;
    • толерантность;
    • духовное развитие;
    • уважение;
    • надежда;
    • творческая реализация;
    • благодарность;
    • вера в людей.

    Список можно продолжать достаточно долго. Все эти приоритеты представляют собой сложную структуру. Благодаря им человек может предвидеть негативный исход ситуации и всевозможные неудачи. Ими руководствуются в течение всей жизни, однако допускается, что со временем моральные установки могут кардинально изменяться.

    Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

    Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

    Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

    Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

    Красота

    Семья

    Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

    Истина

    Главные жизненные ценности человека

    Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

    Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

    Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

    Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

    Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

    • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
    • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

    В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

    Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

    В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

    Типы установок

    В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

    • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
    • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
    • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

    Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

    К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

    Жизненные ценности человека формируются еще в раннем детстве. По мере взросления мальчиков и девочек, они оказывают огромное влияние на совершаемые подростками и взрослыми людьми поступки, отражая внутреннюю сущность индивидуумов.

    Принимая любое решение, человек неосознанно задумывается, соответствует ли оно его моральным принципам. Если ответ положительный, то жизнь становится содержательной и правильной, а в случае расхождения поступков с глубинными убеждениями, ощущается душевный дискомфорт.

    Давайте рассмотрим подробно это определение и узнаем, что такое жизненные ценности, как они формируются и как распознать их в себе.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    Жизненные ценности – это определение, позволяющее понять, что для человека важнее всего в его существовании. Каждый мужчина или женщина дадут на поставленный вопрос разные ответы, ведь приоритеты у всех абсолютно разные.

    Кто-то стремится к достатку и высокому карьерному росту, для других нет ничего дороже, чем семья и детки.

    Самыми весомыми являются те ценности человеческие, которые были заложены в детском возрасте, а со временем лишь четко оформились и укрепились.

    На формирование жизненных приоритетов оказывают влияние:

    • семья и методы воспитания;
    • одноклассники;
    • друзья;
    • пережитые радостные и трагические события;
    • экономическая ситуация в стране.

    То, что важно в жизни, является для человека путеводной звездой, его внутренним компасом, с которым сверяется каждый шаг. Имея четкие внутренние установки, людям гораздо проще принимать правильные решения, оберегая себя от разочарований и беспокойства.

    Что будет важным для вас лично? От того, как вы ответите на этот вопрос зависит, какие вы выберете для себя ценности. Которые будут подчеркивать, что вы отстаиваете, каково ваше поведение, действия и решения.

    Когда приоритеты не расставлены, они нарушаются каждый день. Что может вызвать внутреннюю нестабильность, напряжение, которое переходит в состояние неудовлетворённости и в деструктивное поведение.

    Основные приоритеты в жизни помогают определить, кто вы, что для вас, как для личности, важно. Именно ценности должны определять, во что вам стоит вкладывать энергию, ресурсы и время.

    https://www.youtube.com/watch?v=https:subscribe_widget

    Не нужно смешивать цели и жизненные ценности. Цель — это то, к чему вы стремитесь, что достигаете. Когда одна достигнута, ставится новая цель и прилагаются усилия для её выполнения.

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    А ценности — это ваше сознательное проявление в отношениях, на работе, в обществе. Каждый день вы по приоритетам принимаете на себя обязательства, и нет конечной точки выполнения. Ценности практикуются всю жизнь.

    Их определить можно при помощи простых слов или фраз.

    Примеры:

    1. Соединение
    2. Свобода
    3. Равенство
    4. Смелость
    5. Принятие

    У каждого из нас от шести до десяти личных ценностей. Среди этих приоритетов нужно определить те, которые будут самыми важными. Те, которые для вас превыше всего.

    Мы меняемся, обстоятельства меняют нас и ценности с течением времени также меняются. Они будут в разные периоды жизни отличны друг от друга. Продвигаясь по жизни, вы лучше будете себя узнавать, расти. Вместе с изменениями будут меняться и приоритеты.

    Пересматривайте ваши личные ценности хотя бы раз в год.

    Выявить свои базовые ценности можно самостоятельно с помощью упражнения «7 шагов, чтобы обнаружить свои личные основные ценности». Пройдите по шагам и определите ваши личные приоритеты.

    Многие люди, когда поднимается тема ценностей, хотят выбрать какие-то значения из списка. Ведь так проще, как им кажется.

    На самом деле, ценности не выбираются, их в себе нужно обнаружить. Наши приоритеты нужно выявить, раскрыть.

    Когда вы просматриваете основные приоритеты из списка, то ваше сознание сразу же сделает оценку, какие из перечня ценности лучше, а какие хуже. Если вы будете подстраиваться под своё сознание, то конечно выберете те значения, которые звучат «хорошо». Но, это вовсе не означает, что это ваши персональные ценности.

    Предлагаем ознакомиться  Антикоагулянты прямого действия — SportWiki энциклопедия

    Обязательно пройдите второй шаг упражнения. Во время его прохождения вы поймёте, какие ваши истинные личные приоритеты, а какие вы «выбирали».

    Это список, в котором более 200 жизненных приоритетов. Перед прохождением упражнение полезно с ним ознакомиться и подготовиться к самостоятельному тренингу. Этот просмотр полезен для подготовки мозгового штурма, чтобы не пропустить ничего важного.

    Принятие Выполнение Подотчетность Точность Достижение Приспособляемость Бдительность Альтруизм Честолюбие Развлечение Уверенность в себе Внимательный Осведомленность Баланс Красота Бесстрашие Отвага Блеск Спокойный Откровенность Способный Осторожный Уверенность Вызов Благотворительная деятельность Чистоплотность Четкий Умный Комфорт Обязательство Здравый смысл Общение Сообщество Сострадание Компетенция Сосредоточенность Уверенность Соединение Сознание Консистенция Удовлетворенность Вклад Контроль Убеждение Сотрудничество Смелость Вежливость Создание Творческий подход Доверие Любопытство Решающий Решительность Преданность Надежность Определение Развитие Преданность Достоинство Дисциплина Открытие Водить Эффективность Эффективность Сочувствие Уполномочивать Выносливость Энергия Наслаждение Энтузиазм Равенство Этический Превосходство Опыт

    Как определить свои ценности?

    А какие человеческие ценности у вас в приоритете?

    Подумайте, для чего вы каждое утро встаете и делаете свои дела? Для чего работаете: ради удовольствия или чтобы получить деньги? Для чего решили похудеть: ради жены, чтобы стать популярным среди друзей, чтобы поправить здоровье? Каковы мотивы ваших поступков?

    Ответив на эти вопросы, вы поймете, что для вас в приоритете сейчас.

    Цитаты о жизненных ценностях:«Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности» — Далай-лама четырнадцатый.

    «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности» — Альберт Эйнштейн.

    Один из ключей к более осознанной и счастливой жизни – это знать и уважать свои ценности. Они определяют то, кем является человек и кем он хочет быть. Выявление и понимание их – сложная и важная задача. Но научившись этому, каждый сможет принимать правильные решения и улучшить жизнь, делая ее более успешной и счастливой. В этом может помочь мое руководство, включающее все особенности процесса – от определения своих ценностей до выявления идеалов другого человека.

    Что такое ценности?

    Каждый человек имеет свои ценности – важные, стоящие, полезные для него вещи и принципы. Это убеждения о том, что является наивысшими благами или наиболее значимыми идеалами.

    Они дают смысл жизни, помогают преодолевать трудности, мотивируют людей и определяют их поведение. Человек, ценящий доброту, щедро тратит время, ресурсы, чтобы помочь людям, животным.

    Ценитель честности, считает нужным говорить правду, не допускает лжи.

    Ценности имеют важное значение, т. к. они помогают принимать решения, оказывающие глубокое влияние на благополучие человека, его психическое, психологическое здоровье.

    Это относится к повседневным и глобальным жизненным решениям.

    Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

    Родители часто беспокоятся о том, что их ребенок вырастет бандитом или поддастся алкогольной зависимости. У бандитов на первом месте деньги, а вот человек и его личность — на последнем. Мизантропы без морали. А у алкоголиков и наркоманов на первое место становятся развлечения.

    Привить ценности можно, но в течение жизни они все равно будут меняться местами. Родители же просто должны сделать все, что в их силах, и принять своего ребенка таким, какой он есть.

    Для многих молодых родителей один из важнейших вопросов — как привить ребёнку жизненные ценности, дать правильное воспитание.

    Выбирая систему приоритетов для воспитания ребёнка, каждый родитель должен сам понимать, что такое «правильные» ценности.

    Те вещи, что сформированы в раннем детском возрасте, остаются в голове на протяжении всей оставшейся жизни. Если человека не ожидают серьёзные потрясения, данные представления не изменить. Это общечеловеческие ценности — семья, любовь, саморазвитие, образование, карьера, материальное благополучие.

    Ребёнок, в семье которого предпочтение отдавалось отношениям с близкими людьми, будет много сил отдавать любви и межличностным отношениям. Стремление к карьерным высотам сформирует из ребёнка амбициозную личность с претензией на определённый статутс.

    Жизненный опыт позволяет ребенку выстраивать систему ценностей.

    К примеру, убедить подростка, что нужно ценить семью, не получится в том случае, если отец всё своё время отдаёт работе, а мать занята только гаджетами или салонами красоты, не уделяя ребёнку никакого внимания. Только собственный пример родителей поможет формированию «правильных» жизненных приоритетов.

    Загрузка ...

     Загрузка …

    Как формируются

    Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении. Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте.

    Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:

    • Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
    • Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья. Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
    • Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
    • Самопознание. Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.

    Источником формирования жизненных ценностей считают естественные потребности человека, индивидуальные психические наклонности и культурные традиции. В детстве человек все ценности воспринимает сквозь призму личных потребностей и отношений с другими людьми. Это могут быть друзья, родители, учителя, игрушки, развлечения и т. д. В этот период жизни эмоциональные взаимоотношения играют ключевую роль в процессе формирования личности.

    По мере взросления человек все больше внимания обращает на самого себя. Теперь основным критерием самооценки становятся не столько близость и хорошие отношения с другими людьми, сколько соответствие собственных мыслей и поступков определенным идеалам. Человек ищет свое место в жизни и стремится достичь внутренней определенности.

    На этом этапе жизни на первый план выходят жизненные ценности, связанные с социальными отношениями. Человеку хочется приобрести ценные умения, статус, уважение других людей и семейное счастье. Деньги в таком случае могут стать инструментом самореализации и в сознании психически целостного человека воспринимаются как средство, а не цель.

    Главные жизненные ценности человека

    Нельзя сохранить в приоритете одни и те же вещи с самого детства. Иногда нужно поставить на первое место любовь. Иногда — здоровье. Иногда — деньги. Нельзя забывать о карьере, развлечениях. Но все это должно гармонично существовать внутри личности человека.

    При этом должны быть четкие базовые ценности, моральные качества:

    • Независимо от настроения, вы не пнете кота.
    • Не обидите близкого человека, друга, соседа или незнакомца в автобусе.
    • Не ответите агрессией на агрессию.
    • Уступите место в транспорте.
    • Не убьете, не украдете.
    • Не уведете девушку друга (мужа подруги).

    Десерт

    У каждого свои ценности. Но основы, которые нам дают родители, должны иногда менять местами наши приоритеты.

    Жизнь и здоровье — самое важное. Но думали ли об этом солдаты во время войны? Они умирали за Родину, за своих близких.

    Также, муж, который содержит жену и троих детей, будет в первую очередь думать не о здоровье, не об отношениях, не о развлечениях. Он будет зарабатывать деньги, чтобы поднять на ноги детей, обеспечить жену.

    Важнее всего — люди. Те, кого мы любим. И наши ценности всегда будут крутиться вокруг них, менять расположение в зависимости от того, что нужно им сейчас. А их ценности тоже будут меняться под нас. Это самое главное в жизни.

    Не менее важно оставаться в любой ситуации человеком. Вы можете час кричать на друга, но обязаны помочь ему, не отвернуться в трудную минуту. Можете быть сколько угодно раздражены, но не обидеть коллегу. А если кто-то кричит на вас, не ответить агрессией, а войти в положение, успокоить человека, постараться помочь. В этом заключается человечность. Это то, что отличает нас от животных.

    Вывод

    Что такое жизненные ценности: примеры из жизни

    Список человеческих ценностей может расширяться, сужаться в определенные периоды времени. Меняется время, меняются обстоятельства, меняемся мы. Жизненные ценности и приоритеты тоже меняются. Это необходимо в определенный промежуток временем. Поставить на первое место карьеру и добиться высокого положения. Выбрать любовь и бросить все, чтобы стать счастливым. Позаботиться о здоровье, отказавшись от работы во имя сохранения жизни.

    Основные жизненные ценности у человека должны быть незыблемы: человечность, доброта, прощение, самопожертвование. У каждого свой список. Важно осознавать свои мотивы, понимать, какие ценности сейчас правят вами. Это особенно важно в супружестве, чтобы не вышло как в басне Ивана Андреевича Крылова, где лебедь, рак и щука тянули воз в разные стороны и не смогли сдвинуть его с места.

    Какие могут быть жизненные ценности

    Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как — нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.

    К ним относят:

    • здоровье;
    • образование;
    • социальный статус;
    • любовь;
    • семейные узы;
    • детей;
    • развитие;
    • самореализацию.

    Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.

    Жизненные ценности образуют духовный стержень человека, который позволяет сохранять психическое равновесие в стрессовых ситуациях и находить внутренние ресурсы для самореализации. Нарушение принципов, выстроенных на базе общечеловеческих или индивидуальных ценностей, может стать причиной развития различных психических кризисов.

    Оцените статью
    Ствол
    Adblock detector