Сферы и области самопознания
Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об
особенностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в
процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием
установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай
самого себя» был высечен на каменной колонне храма. Но не всегда такое,
понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повседневной
жизни человека.
Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от
жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем
мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а
некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в
философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно
связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового
возраста.
https://www.youtube.com/watch?v=https:oMWfPBPeapA
Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой
повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более
могут не испытывать в этом никакой необходимости. Попытаемся сформулировать те
основания, которые показывают необходимость самопознания подрастающему
человеку.
Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей
деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это
означает, что для осуществления необходимых действий ему не хватает либо
хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости
и т.д.
Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятельности,
например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают
рассуждать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для
ее решения; задумываются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления
этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более
терпеливым и т.п.).
Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С.
Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида
определенной информации о самом себе [3]. Воля у человека проявляется в
способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или
внутренние препятствия.
Внешние препятствия, как правило, очевидны и понятны
(например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед
отвлекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее
с внутренними препятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут
выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д.
Не каждый
человек, особенно ребенок, осознает эти препятствия. Именно это делает
невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт
предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия,
а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя
самоубеждение или самоприказ.
Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих
достижений и личностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых
возрастах характеризуется доминированием общего положительного отношения к
себе, которое не позволяет относиться к себе адекватно. В некоторых случаях
из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает информацию о
его неуспехах.
Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно
завышенная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной
деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с
завышенной самооценкой склонны объяснять свое неудачи внешними
обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны критиковать за
ошибки своих товарищей.
Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем
развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В.
Захаровой, уже в младшем школьном возрасте создаются «благоприятные условия
для когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения
ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны
взрослых» [1, с. 13].
Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и
личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои
сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок
и достижения успеха.
нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается
делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда
возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к
окружающим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его
неправильному поведению или негативным качествам личности.
Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант
писал: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем
Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.
Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].
Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в
соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием
окружающей среды и людей. Но истинным развитием личности является то, что
определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно,
чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с
нравственными и духовными ценностями общества.
Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого
развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять
все их советы по правильному запоминанию учебного материала. Таким образом,
его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам
осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить приемы эффективного
запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными
процессами и развитием в интеллектуальной сфере.
Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении
человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или
неосознанно осуществляет выбор профессионального пути, который определит и его
дальнейшее личностное развитие. Если это происходит неосознанно, риск сделать
неправильный выбор высок.
Но даже если подросток задумывается о том, какую
профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для
такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?»
может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и
особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный
обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные цели,
видеть пути и способы их достижения.
Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные
вопросы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к
своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу
стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом
и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей
жизни.
Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте
дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом
простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,
членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические
данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п.
Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п.
Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.
Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.
Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.
Тест в форме ОГЭ по разделу: «Человек»
ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»
Часть 1
1. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Древние историки утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Это свидетельствует о его неординарных
-
умениях
-
привычках
-
интересах
-
способностях
3. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в
-
совершенстве руки как производящего орудия
-
использовании предметов, данных природой
-
приспособлении к окружающему миру
-
развитии органов чувств
4. Верны ли следующие суждения о личности?
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
А. понятие «личность» тесно связано с понятием «общество»
Б. личность – это врождённые, природные качества человека.
5. Что характеризует человека как личность?
-
возраст
-
особенности строения тела
-
половая принадлежность
-
профессиональная деятельность
6. Научные открытия представляют собой результат деятельности
1. материально-производственной
2. социально-преобразовательной
3. практической
4. духовной
7. Игра, учение, труд выступают в качестве
1. критериев истины
2. видов деятельности
3. социальных качеств
4. биологических потребностей
8. Верны ли следующие суждения о личности?
А.Личность – продукт биологической эволюции.
Б.Максимальное влияние на личность оказывает общество.
9. Результатом самопознания, в частности, является
1. накопление знаний о человеке и природе
2. познание ценностей общества
3. изучение социальных норм
4. представление о своих способностях
10. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является
1. проявление активности
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
2. целеполагание
3. приспособление к среде обитания
4. взаимодействие с окружающим миром
11. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1. средства должны соответствовать целям
2. субъектом выступает отдельная личность
3. цель состоит в получении достоверного знания
4. результатом является создание нового продукта
12. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
13. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
1. собственной внешности
2. различных типов темперамента
3. моральных и правовых норм
4. взаимодействия человека и природы
14. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется
-
адаптацией
-
образованием
-
воспитанием
-
социализацией
15. Что свойственно и человеку, и животному?
1. преобразование мира
2. накопление знаний
3. необходимость отдыха
4. стремление к прекрасному
16. Верны ли следующие суждения о личности?
https://www.youtube.com/watch?v=upload
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.
Б. Новорождённый человек является личностью.
17. К практической деятельности относится
1. производство материальных благ
2. познание законов развития природы
3. формирование религиозных представлений о мире
4. сочинение музыки
18. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»
1. самообразование
2. самопознание
3. самосохранение
4. самолюбование
19. Главным проявлением личности человека является:
-
участие в жизни общества
-
характер протекания психических процессов
-
генетически наследуемые качества
-
особенности мышления и памяти
20. И человеку, и животному свойственна потребность в
-
самовыражении
-
сохранении потомства
-
общественном признании
-
трудовой деятельности
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя |
1. индивид |
Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода |
2. индивидуальность |
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств |
3. личность |
25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
(А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.
Определите, какие положения текста носят
-
отражают факты
-
выражают мнения
ОТВЕТЫ
1. 1 |
4. 1 |
7. 2 |
10. 2 |
13. 1 |
16. 1 |
19. 1 |
22. 312 |
|
2. 4 |
5. 4 |
8. 2 |
11. 3 |
14. 4 |
17. 1 |
20. 2 |
23. 134 |
|
3. 1 |
6. 4 |
9. 4 |
12. 2 |
15. 3 |
18. 2 |
21. 2413 |
24. 35 |
|
25. 112 |
||||||||
26. |
29. |
|||||||
27. |
30. |
|||||||
28. |
31. |
Тест по теме человек вариант 2
Тест по теме «Человек» Вариант 2А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека этоМир социально-искусственных предметов, созданных человеком.Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.Результат преодоления или отрицания первой естественно-биологической природы человека.А2.
Природа человекаЭто врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.Представляет собой основные и неизменные качества человека.Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активностиА4.
Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)1)членораздельная речь 2) сознание и мышление3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностейА5. Верны ли следующие суждения о самопознании?А. Идеальное «Я» это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. Б.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА6. Основным фактором формирования личности является 1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонностиА7. Личность – эточеловек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качествтемперамент человека, его характернеповторимые психофизиологические особенности человекасовокупность оригинальных человеческих способностейА8.
Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы? А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума. Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА9. Понятие