Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

Сферы и области самопознания

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об
особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в
процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием
установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай
самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое,
понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной
жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от
жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем
мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а
некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в
философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно
связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового
возрас­та.

https://www.youtube.com/watch?v=https:oMWfPBPeapA

Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой
повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более
могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те
основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему
человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей
деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это
означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо
хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости
и т.д.

Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности,
например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают
рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для
ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления
этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более
терпеливым и т.п.).

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С.
Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида
определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в
способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или
внутренние препятствия.

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны
(например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед
от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее
с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут
выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д.

Не каждый
человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает
невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт
предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия,
а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя
самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих
достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых
возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к
себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях
из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о
его неуспехах.

Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно
завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной
деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с
завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними
обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за
ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем
развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В.
Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия
для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения
ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны
взрослых» [1, с. 13].

Предлагаем ознакомиться  Виды сексуального расстройства у мужчин

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и
личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои
сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок
и достижения успеха.

нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается
делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда
возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к
окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его
неправильному поведению или негативным качествам личности.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант
писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем
Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.
Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в
соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием
окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что
определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно,
чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с
нравственными и духовными ценностями общества.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого
развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять
все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом,
его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам
осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного
запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными
процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении
человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или
неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его
дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать
неправильный выбор высок.

Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую
профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для
такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?»
может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и
особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный
обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели,
видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные
вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к
своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу
стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом
и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей
жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте
дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом
простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,
членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические
данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п.

Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п.

Предлагаем ознакомиться  Виды паразитов в организме человека и их особенности

Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.

Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.

Тест в форме ОГЭ по разделу: «Человек»

ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»

Часть 1

1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Древние историки утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Это свидетельствует о его неординарных

  1. умениях

  2. привычках

  3. интересах

  4. способностях

3. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в

  1. совершенстве руки как производящего орудия

  2. использовании предметов, данных природой

  3. приспособлении к окружающему миру

  4. развитии органов чувств

4. Верны ли следующие суждения о личности?

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

А. понятие «личность» тесно связано с понятием «общество»

Б. личность – это врождённые, природные качества человека.

5. Что характеризует человека как личность?

  1. возраст

  2. особенности строения тела

  3. половая принадлежность

  4. профессиональная деятельность

6. Научные открытия представляют собой результат деятельности

1. материально-производственной

2. социально-преобразовательной

3. практической

4. духовной

7. Игра, учение, труд выступают в качестве

1. критериев истины

2. видов деятельности

3. социальных качеств

4. биологических потребностей

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А.Личность – продукт биологической эволюции.

Б.Максимальное влияние на личность оказывает общество.

9. Результатом самопознания, в частности, является

1. накопление знаний о человеке и природе

2. познание ценностей общества

3. изучение социальных норм

4. представление о своих способностях

10. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является

1. проявление активности

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2. целеполагание

3. приспособление к среде обитания

4. взаимодействие с окружающим миром

11. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой

1. средства должны соответствовать целям

2. субъектом выступает отдельная личность

3. цель состоит в получении достоверного знания

4. результатом является создание нового продукта

12. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

13. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1. собственной внешности

2. различных типов темперамента

3. моральных и правовых норм

4. взаимодействия человека и природы

14. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется

  1. адаптацией

  2. образованием

  3. воспитанием

  4. социализацией

Предлагаем ознакомиться  Клайра при эндометриозе как принимать

15. Что свойственно и человеку, и животному?

1. преобразование мира

2. накопление знаний

3. необходимость отдыха

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

4. стремление к прекрасному

16. Верны ли следующие суждения о личности?

https://www.youtube.com/watch?v=upload

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Б. Новорождённый человек является личностью.

17. К практической деятельности относится

1. производство материальных благ

2. познание законов развития природы

3. формирование религиозных представлений о мире

4. сочинение музыки

18. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»

1. самообразование

2. самопознание

3. самосохранение

4. самолюбование

19. Главным проявлением личности человека является:

  1. участие в жизни общества

  2. характер протекания психических процессов

  3. генетически наследуемые качества

  4. особенности мышления и памяти

20. И человеку, и животному свойственна потребность в

  1. самовыражении

  2. сохранении потомства

  3. общественном признании

  4. трудовой деятельности

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя

1. индивид

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

2. индивидуальность

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

3. личность

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

(А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста носят

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

ОТВЕТЫ

1. 1

4. 1

7. 2

10. 2

13. 1

16. 1

19. 1

22. 312

2. 4

5. 4

8. 2

11. 3

14. 4

17. 1

20. 2

23. 134

3. 1

6. 4

9. 4

12. 2

15. 3

18. 2

21. 2413

24. 35

25. 112

26.

29.

27.

30.

28.

31.

Тест по теме человек вариант 2

Тест по теме «Человек» Вариант 2А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека этоМир социально-искусственных предметов, созданных человеком.Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.Результат преодоления или отрицания первой естественно-биологической природы человека.А2.

Природа человекаЭто врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.Представляет собой основные и неизменные качества человека.Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активностиА4.

Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)1)членораздельная речь 2) сознание и мышление3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностейА5. Верны ли следующие суждения о самопознании?А. Идеальное «Я» это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. Б.

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностяхhttps://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА6. Основным фактором формирования личности является 1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонностиА7. Личность – эточеловек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качествтемперамент человека, его характернеповторимые психофизиологические особенности человекасовокупность оригинальных человеческих способностейА8.

Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы? А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума. Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА9. Понятие

Оцените статью
Ствол
Adblock detector