Речь моторная афазия

Что такое моторная афазия?

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

  1. Легкая степень. В целом речь сохранена, но она изобилует речевыми шаблонами. Слова выговариваются медленно и по слогам. В диалоге легкая степень проявляется речевыми стереотипами. Больной не может полностью и до конца изложить мысль.
  2. Средняя тяжесть. Речевой статус: присутствуют речевые шаблоны, структура спонтанных фраз грамматически нарушена, характерен телеграфный стиль. Несмотря на лаконичность, информация вполне отражает суть ситуации. Например, «Врач. Пришел вчера. Слушал, сердце. Пролежал в больнице. 3 дня. Выписался. Вечер, дома». В диалоге присутствуют эхолалии – спонтанное и непроизвольное повторение слов собеседника.
  3. Тяжелая степень. Характеристика: в повествовании присутствуют только стереотипные фразы по типу телеграфа. Больной пытается сформулировать предложение, но быстро и непроизвольно возвращается к шаблонным словам.

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.

Клиницисты отмечают перечень общих и отличных признаков при сенсомоторном нарушении речи у детей и взрослых. Схожей является этиология (причина) заболевания. Чаще всего утрата речевых навыков у ребенка связана с травмой головы. Аневризма (патологическое расширение церебрального сосуда), злокачественное новообразование и инсульт диагностируются значительно реже. В то время как у взрослых пациентов ОНМК – главная причина афазии.

Отличие афазии у малышей и взрослых связано с уровнем стойкости речевого расстройства. У детей патологические нарушения имеют нестойкий характер, заметны только в остром периоде болезни и хорошо поддаются коррекции. Это обусловлено пластичностью головного мозга у детей с высокой функциональностью межзональных нейронных связей.

Однако лечение сенсомоторной афазии у детей до сих пор до конца не разработано. Особенно та ее часть, которая призвана вернуть утраченные речевые навыки.

Диагностика речевого расстройства у ребенка в зависимости от общего самочувствия длится от 10 минут до часа. После консультации логопед диагностирует форму речевого нарушения и степень ее выраженности (легкая, средняя или тяжелая), а также базовый дефект и специфику течения патологического процесса.

В остром периоде полноценное логопедическое обследование маленького пациента бывает затруднительно или невозможно. Это связано с плохим самочувствием ребенка, его повышенной утомляемостью.

Белкина Юлия Борисовна

Негативная симптоматика острого периода проявляется у детей ярче, поскольку их высшие психологические функции и эмоционально-волевая сфера полностью не сформированы. Поэтому дефектолог обычно довольствуется ускоренным исследованием, направленным на обнаружение речевого расстройства с применением специальной диагностической шкалы.

При этом специалист оценивает:

  • состояние артикуляции;
  • уровень распознавания чужой речи;
  • степень сохранности устной речи, навыков чтения и письма;
  • функциональность речевого аппарата (подвижность языка, мягкого неба, нижней челюсти).

В заключении указываются не только качественные показатели, но и количество баллов, позволяющее разработать оптимальную программу коррекции. Сложность диагностического обследования зависит от возраста маленького пациента и степени сформированности у него речевых и высших психических функций.

Дополнительно применяют методику наблюдения. Перед диагностикой логопед собирает анамнез имеющихся заболеваний и определяет уровень психического и речевого развития малыша. Важно понять, какие речевые навыки были до травмы или болезни. Оценку речевого расстройства проводят с учетом возрастных норм формирования высших психических функций.

Афферентная
моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и
нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной
или роландовой борозды.

Различают два
типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных
отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется
полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,
переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте
афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия
артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.
Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и
языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,
дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова
тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе
комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается
быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью
выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические
особенности нарушения понимания.

Это связано с вторичным нарушением
фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в
распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со
звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,
сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств
языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в
понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в
понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,
что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием
фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения
чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В
процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто
опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при
письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются
все артикуляционные трудности, т.е.

При втором
варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в
слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала
все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии
звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит
две точки над «д».

При поражении
премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная
организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В
случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются,
при сохранности отдельных движений возникают двигательные персервации.

При
нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персервации,
длительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы
утрачивают плавность, «динамическую» или «кинестатическую» сменяемость одного
движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких
пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года»
среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью
речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам
и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного
артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают
полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Характеристика афазии

Звуковая
структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается,
но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной.
Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной
моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение
чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или
фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв
из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах
восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин
выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие
род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели.

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной
формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой
акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь
воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих
и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не
всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с
инсультом или травмой.

Речь моторная афазия

При сенсорной
афазии с трудом улавливается на слух корневая
лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается
потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова
может быть «воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:
«Это что-то маленькое, а что не знаю”.

Речь у
больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,
словосочетаний, что получило название «жаргонофазии” или «речевой окрошки”.

Из-за
нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,
постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании
номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с
правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.
Например, при назывании яблока произносится: «ну как же, я отлично знаю, что
это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении
появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении
места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но
чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная
речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния
фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной
акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Причины афазии

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.
Предлагаем ознакомиться  Плоды облепихи применение

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

Причины:

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Причина сенсомоторной афазии – патологическое поражение областей головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. В каждом полушарии есть участки, отвечающие за сенсорную (органы чувств) и моторную (двигательную) функцию.

При моторной форме расстройства пациент утрачивает умение говорить. Это свидетельствует о нарушении нижней лобной извилины левого полушария мозга, обеспечивающей двигательную активность. При сенсорной разновидности пациент не понимает речь других людей. Следовательно, поражена височная доля доминантного полушария, ответственного за анализ речи.

Спровоцировать патологию могут:

  • ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), или инсульт, – это самая распространенная причина потери речи среди взрослых;
  • образование тромбов в кровеносных сосудах мозга;
  • травмы черепа;
  • операции на головном мозге;
  • злокачественные новообразования;
  • энцефалит – воспаление вещества головного мозга;
  • дегенеративные заболевания, характерные для пожилого возраста – болезнь Пика или Альцгеймера.

Речь моторная афазия

В группе риска находятся пациенты:

  • старше 65-70 лет;
  • родственники которых страдали афазией;
  • имеющие в анамнезе атеросклероз, гипертонию, сахарный диабет, ишемию миокарда, сосудистые болезни или порок сердца.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая
афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе
лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью
слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,
относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением
возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:
рука-дом-небо и т.д.)

При
акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным
дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная
сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности
коммуникации. Слухоречевую память этих больных
отличает большая инертность.

Нарушение
объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям
понимания при этой форме афазии длинных,
многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом
ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной
речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии
музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких
методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической
афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности
удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении
зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его
зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится
неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,
специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова
(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные
понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не
только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь
фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3
слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует
вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной
речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного
аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,
существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная
сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под
диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой
памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой
повторить каждый фрагмент фразы.

При
акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.
Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования. 

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая
афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга
— теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу
амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова,
обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая
афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией,
апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется понимание
элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в
лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны вернуться домой». Такие
фразы могут состоять из 7-11 элементов и быть свободно поняты больными с этой
формой афазии.

Больные хорошо
понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или
ложку справа вилки, но не могут расположить три предмета. Больные не могут
ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже
Васи».

Трудности
возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических
словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» — «отец
брата» и т.д.

Больные
затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих
причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и
причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова,
не обнаруживается в них переносный смысл.

Предлагаем ознакомиться  Что такое алалия у детей: какие причины и как она проявляется

Экспрессивная
речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует
выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных
лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность
лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных
оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая
интонация в речи отсутствует.

Письменная
речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало
сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление
прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные
путают направление действий при решении многозначных арифметических
примеров, они испытывают определенные
арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом
записывают со слуха многозначные числа.

Характерные симптомы нарушения

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Скрипай Елена Юрьевна

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Наблюдается нарушение воспроизведения закрытых слогов. Так, вместо слова «телефон» произносится «телефоны», вместо «браслет» – «браслета». Нередко отдельные фонемы подменяются, например, вместо «чашка» больной говорит «кашка».

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

  • Нарушение экспрессии повествования. Выявляется в сложности подбора слова и снижением количества речи. Больным трудно подбирать синонимы и определять правильную последовательность слов.
  • Вербальная и литеральная парафазия. Проявляется нарушением образования правильной последовательности слов и звуков. Характерны типовые замены единиц речи. Например, в слове буква «б» заменяется «п», «з» заменяется «с». Иногда звуки не произносятся вовсе, например, вместо слова «книга» больной говорит «нига».
  • Телеграфный стиль. Характеризуется короткими предложениями, состоящими из нескольких существительных и одного глагола. При этом упускаются служебные структуры речи: артикли, вспомогательные слова, союзы.
  • Патология артикуляции. Возникает в особо тяжелых случаях. Характеризуется практически полным отсутствием речи, при котором возникают трудности в произношении даже шаблонных которых фраз и слов.
  • Двигательная диспросодия. Характеризуется нарушением ритмики и мелодии предложения. Между словами возникают длительные паузы, сам разговор выглядит напряженным и медленным. В рассказе больной может остановиться на середине слова. Нарушается интонация, в таком случае иногда не ясно, больной задал вопрос или произнес утверждение.

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Речь моторная афазия

Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.

В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:

  • Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
  • Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.

При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.

Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Диагностика

Выявление сенсомоторной патологии направлено на определение причины, которая ее спровоцировала. Обычно применяют комплексное исследование, включающее:

  • Первичный прием у невролога, сбор анамнеза и изучение специфической симптоматики. Врач выявляет сопутствующие болезни. Для этого проводит внешний осмотр и направляет больного на лабораторные анализы. В результате доктор определяет очаг поражения, специфику течения заболевания, состояние пациента.
  • Консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Специалисты диагностируют уровень нарушения речи и разрабатывают тактику коррекционной работы для восстановления речевых навыков.
  • Прохождение инструментальных и клинических обследований для уточнения предварительного диагноза. Для этого пациента направляют на МРТ (магнитно-резонансную томографию), КТ (компьютерную томографию), энцефалографию, ангиографическое исследование сосудов головного мозга.

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.
Предлагаем ознакомиться  Лечение импотенции хреном Лечение потнеции

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови. 

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Данная афазия
возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи,
полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И
для динамической афазии характерен
основной речевой дефект — это трудность, а иногда и полная невозможность
активного развертывания высказывания.

Речь моторная афазия

В основе при
динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При
пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой
фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Могут
наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при
воспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, и.т.д. Подсказ
первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность
протекания речевого поиска слов. Испытываются значительные трудности при
задании произвести обратный порядковый счет. Например, от десяти к одному.

Для
динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при
динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается
решение арифметических задач, требующих построение плана действий.

Органические поражения
двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК
(ишемический инсульт, кровоизлияние) способствуют не только нарушению речи в
виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для пациентов, проходящих нейрореабилитацию в клинике «Времена года»

В клинике
«Времена года» в комплекс нейрореабилитации, помимо прочих методов лечения, для
больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь.
Каждому пациенту составляется индивидуальная программа для пациента в
зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности
пациента (возраст, пол, уровень образования, особенности профессиональных
навыков до болезни и др.).

Моторная афазия
афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и
    бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны
    речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и
    чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по
    осмыслению сложных логико-грамматических
    оборотов речи.
  11. Восстановление
    навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная
    задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная
    программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Динамическая афазия

  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности,
    организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического
    структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и
    письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой
    речи.
  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с
    пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания
    логико-грамматических ситуаций.
  5. Работа над развернутым высказыванием.

Сенсорная афазия

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция
    устной речи.
  11. Восстановление
    чтения и письма.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,
иннервации речевого аппарата.

Клинические
формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел
двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается
звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность
произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением
характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также
нарушаются.

В зависимости
от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,
экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация
дизартрии по Е.Н.Винарской.

Обусловлена
поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,
находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые
параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —
произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить
очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия
тех или иных мышц.

Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам
произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых
звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные
призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность
речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов
в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Возникает при
поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При
данной локализации очага поражения
характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными
движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом
уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном
отношении звуки, требующие более точных мышечных движений.

Является
следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом
мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.
Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)
и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются
при усложнении движения и повышения
уровня его произвольности.

Корковая
дизартрия

Ишемический инсульт

Следствие
очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие
нарушения как дезорганизация сложных
двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его
элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть
саливация.

Возникает при
поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,
скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения
темпа и плавности речи.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Лечение и логопедическая коррекция

Динамическая афазия

Сенсорная афазия

Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.

Тотальная афазия и паралич половины тела при ОНМК

Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:

  • Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
  • Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.

При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).

Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения

Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента. Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным. Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.

Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.

  • «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
  • Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
  • Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
  • Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
  • Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).

Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.

Оцените статью
Ствол
Adblock detector