Референтная среда это

История возникновения и развития понятия референтности

В 1942 году, американский психолог Г. Хаймен в первый раз использовал понятие референтности. Он утверждал, в психологии референтная группа — это общность людей, живущих по определенным правилам. Размышления людей о своей личности, их мнение и самооценка зависят лишь от того, с представителями какой группы они себя соотносят.

Деятельность внутри референтных сообществ строится таким образом, чтобы предоставить ориентиры поведения в:

  • неформальных, зачастую контркультурных сообществах, экологических движениях;
  • политических партиях как институционализированных формах массовых движений;
  • этнических общественных организациях и объединениях;
  • религиозных сектах, психокультах и субкультурах.

Референтной называют группу, используемую индивидом для анализа его поступков и положения. Человек может относиться к референтной группе или находиться от нее очень далеко. Такое сообщество может являться реальным (к примеру, семья) или виртуальным (богема). В наше время резко увеличилось влияние именно воображаемых групп.

Как правило, взаимодействие человека и референтной (эталонной) группы неустойчиво. В разных жизненных ситуациях одно и то же лицо может брать за образец абсолютно разные сообщества. Человек ориентируется на несколько примеров и при покупке различных видов товаров или выборе не связанных друг с другом элементов образа жизни.

Группа взаимодействия (членская группа) – это люди, окружающие конкретную личность (родственники, друзья, сотрудники). Может являться референтной или не быть ей.

Общественные группы

Общественные группы можно разделить на несколько типов.

Первичные и вторичные:

  • первичные – небольшие сообщества, участники которых все время взаимодействуют друг с другом (к примеру, родственники);
  • вторичные –группы, отличающиеся по размеру, участники которых общаются между собой время от времени (коллеги по работе).

Формальные и неформальные:

  • формальные – сообщества со строгой и прописанной в документах структурой (политическая организация); оказывают значимое воздействие на человека во время построения им карьеры;
  • неформальные – группы, где отсутствует структура, а основу составляют общие интересы (дружеский коллектив); серьезно влияют на личность в раннем и позднем возрасте, когда круг общения ограничен в основном родными.

Позитивные и негативные:

  • позитивные – группы, с которыми человек отождествляет себя, перенимая их стиль поведения и правила;
  • негативные – сообщества, связь с которыми потребитель отвергает.

В обществе, где субкультур множество, не существует списка позитивных и негативных референтных групп, одинакового для большинства.

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса.

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно.

Все авторы, занимающиеся исследованием референтных групп, работали, вкладывая в содержание понятия «референтная группа» различное значение, и вели исследования в разных направлениях.

В 1952 г. Г. Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны — с перцептивными процессами.

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других».

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Референтная среда это

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» .

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами. Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е.В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» .

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте».

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В. Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.В.

Референтная среда это

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

Формы воздействия референтных групп на потребителя

Сообщество обладает властью над его участниками, склоняя их к определенному поведению, в том числе и как потребителей. Существует несколько видов такого влияния:

  1. Власть вознаграждения. Это воздействие на человека путем возможного поощрения за выполнение требований, то есть позитивными санкциями. Примерами могут послужить повышение в должности, прибавка к заработной плате, восхищение в устной форме. Соответствие правилам сообщества помогает человеку обрести более высокий статус, заслужить признание и авторитет, ради чего он с большим старанием следует нормам, установленным в группе. К примеру: девушка идет на дискотеку в ультрамодном наряде, чтобы услышать комплименты.
  2. Власть принуждения. Влияние на индивида через наказание или отмену вознаграждения, то есть с помощью негативных санкций. В формальных сообществах таким примером является замечание, которое может отрицательно сказаться на карьере работника. Допустим, если сотрудник офиса явится на работу в пляжной одежде, он получит взыскание от начальства. В неформальных — нарушителя правил группы ждет презрение или насмешка.
  3. Легитимная власть. Воздействие на деятельность участников группы за счет их согласия на то, что сообщество имеет на это законное право. В данной ситуации поощрение или наказание не потребуются. Человек, не сомневаясь, следует правилам сообщества, т.к. считает его вправе устанавливать их. Пример: студенты приобретают тетради, т.к. согласны с мнением преподавателей, что конспекты составлять необходимо.
  4. Власть самоидентификации. Влияние на образ жизни человека, основанное на его намерении принадлежать к какому-то сообществу или быть ближе к нему. Конкретный стиль потребления или его детали считаются признаком соответствия группе, поэтому желающие к ней относиться обязаны не отклоняться от рамок данного стиля. Требование может быть как строгим, так и мягким, в виде пожелания. Пример: любому байкеру необходим мощный мотоцикл.

Воздействие референтных групп на индивида возможно в четырех формах.

Нормативная форма

Требования соблюдать правила группы для поддержания положительного общественного мнения. Эта форма сильно влияет на людей с высокой самодисциплиной и явно прослеживается при покупке продукции видимого потребления. Актуальна для групп самоидентификации и утилитарных сообществ.

Предлагаем ознакомиться  Как проявляется сифилис и через сколько

Референтной группой самоидентификации называется сообщество, к которому человек относится, находясь под давлением его ценностей и правил. Группа напрямую либо косвенно заставляет его соблюдать определенную линию поведения, в частности, потребления, которая считается правильной, и не совершать действия, которые выглядят «неподобающими» или «странными».

Утилитарная форма

Утилитарной группой называется сообщество, имеющее возможность применять положительные и отрицательные санкции, то есть способное поощрять и наказывать своего участника. К данному виду могут относиться различные реальные и виртуальные группы. У личности должен быть стимул к действиям, которым является стремление получить вознаграждение или уйти от наказания.

Ценностная форма

Ценностно-ориентированное. Воздействие, при котором индивид подстраивает свой образ жизни под линию поведения участников группы вследствие согласия с ее ценностями. Потребитель может входить в сообщество или только мысленно считать себя его частью. Такая форма проявляется относительно групп самоидентификации или ценностных.

Ценностная эталонная группа – настоящее или воображаемое сообщество, представители которого признаны индивидом выдающимися обладателями ценностей, которые разделяет он сам. В такой группе не только сочувствуют определенным взглядам, а открыто заявляют о них через свой стиль поведения. Человек, подражающий его участникам, копирует этот стиль.

Информационное. Происходит путем обмена взглядами разных людей. Потребитель приобретает товар, подвергаясь информационному воздействию эталонной группы, если ему нужно узнать все о данной продукции, а получить сведения неоткуда, кроме данного источника; когда между получателем и источником информации сильны социальные связи; если для потребителя очень важен положительный отзыв.

Данный вид воздействия оказывается информационной референтной группой – сообществом, чьим данным доверяет покупатель. Эта группа имеет две основные формы:

  • люди с опытом (те, кто опробовал продукцию);
  • эксперты – профессионалы в конкретной сфере, мнение которых реально соответствует качеству товара; экспертная оценка может существенно повлиять на стоимость приобретения.

Приобретая различные предметы, люди подвергаются разной степени давления эталонных сообществ. Отправляясь в магазин за продуктами, одеждой и другими крайне необходимыми товарами, люди не смотрят на мнение какой-либо группы. Однако, они и не подозревают, что при покупке выбранного товара все равно попадают под влияние.

Есть продукты, которые относятся к престижным: деликатесы, дорогой алкоголь. Некоторые бренды одежды соответствуют определенной референтной группе. Если приобретается предмет первой необходимости, который не будет показан окружающим, степень влияния эталонов минимальна, если же атрибут роскоши, — максимальна.

Степень воздействия референтных групп на приобретение продукции рассматривается в трех направлениях:

  • зависимость уровня влияния от вида товара (повседневный или относящийся к роскоши предмет);
  • зависимость от вида пользования товаром (открыто или без присутствия посторонних);
  • зависимость от категории товара или услуги (к примеру, самостоятельное управление авто или пользование услугами водителя) и марки (покупка Мерседеса или Фольксвагена);

Референтная среда это

В соответствии с тремя описанными факторами, воздействие референтных сообществ на покупателя характеризуется так:

  • влияние на приобретение товаров повседневного спроса слабое, а на марку этой продукции – сильное;
  • влияние и на вид, и на марку приобретаемой продукции приватного пользования – слабое;
  • влияние на тип и марку товара при покупке атрибутов роскоши сильное (данная продукция – признак престижа, а ее марка подчеркивает статус покупателя).

Когда воздействие эталонных групп на марку продукции является сильным, оно может применяться в брендинге (бредом называется марка, рекомендованная потребителю референтной группой).

Референтная группа задает моду, благодаря чему успешнее реализуются многие товары. Мода – это ценность в которой норма внешнего поведения воспринимается человеком, как потребность и желание.

Структура моды состоит из:

  • объектов: одежды, пищевых продуктов, спиртных напитков, табачных изделий, произведений искусства и литературы, шедевров архитектуры, образа жизни, видов спорта; в зависимости от предназначения разные предметы могут в различной степени подвергаться воздействию моды;
  • правил поведения, соответствующих конкретным стандартам (пример – модные виды танцев) и образцов поведения с применением модных объектов (владение престижной мебелью).

Отличительные черты моды:

  • современность (новейшие модные объекты обладают высоким качеством);
  • показательность (объект моды необходим для демонстрации окружению).

Известны такие фазы моды:

  1. Производство. Может быть идеальным и материальным. К первому относится создание проектов (чертежей, описаний, картин). Исполнителями являются музыканты, художники, писатели.
  2. Предложение модных объектов и поведенческих стандартов широкому кругу людей. Производится с помощью открытой и скрытой рекламы. Первое является рассказом потребителю о появлении нового предмета, который по тем или иным критериям стал модным. Второе – демонстрация индивиду участников референтных групп, владеющих объектами моды.
  3. Потребление модных предметов. Покупатели демонстрируют окружающим товары в ходе их использования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приобретение человеком продукции, особенно по высокой цене, в определенной степени зависит от влияния референтных групп, что нужно знать для грамотного ведения маркетинга.

Возможные типы референтных групп

Классифицируют референтные группы по нескольким признакам. Самым важным из них считается степень воздействия на личность субъекта. Например, первичной референтной группой можно считать семью. Поскольку люди много времени проводят в кругу близких родственников и приобретают в ней представления о социальных нормах и традициях.

Классификация современных референтных групп может быть представлена их формированием на основании следующих признаков:

  1. Характерные внутригрупповые отношения. В формальной группе отношения построены на основании правил, рекомендаций и предписаний. В неформальной — никем и ничем не регулируются.
  2. По отношению к социальным нормам и устоям. Если группа отрицает их принятие, то чаще всего воспринимается субъектом как нежелательная. А вот с положительной референтной группой он может себя полностью идентифицировать.
  3. Информационная группа. Эксперты, которые в нее входят, изучают и анализируют проблемы, а после информируют население.
  4. Ценностная группа. Создают новые ценностные ориентации, которые, как планируется, будут поддержаны всем обществом.

Иногда люди группируются согласно общим признакам, характерным для всех членов группы. Это могут быть объединения деятелей искусства и культуры, спортивные общества. Выбор человеком правильной референтной группы, предоставляет ему две возможности — успешной социализации и эффективного сравнения.

Слово референтный

  • Буква р встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква ф встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ф
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква е встречается 3 раза. Слова с 3 буквами е
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. — 2005

Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. — 2001

Головин С. Словарь практического психолога

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

Российская социологическая энциклопедия

ИЗМЕНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНЫХ РАМОК, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ

Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая

Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М., 2011

Новая философская энциклопедия. — 2003

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — 2003

Референтная среда это

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

3. Феномены взаимоотношений

Референтная (эталонная группа) – реальная или воображаемая группа, к которой человек относит себя как часть или к которой он хочет относиться психологически, чьи цели и нормы он разделяет, ориентируясь на них в своем поведении, чья система взглядов используется человеком как система эталонов, система «отсчета» для оценки себя и явлений социальной жизни, формирования своей «картины мира».

формирование и изменение у человека социальных установок, оценок и самооценок, субъективной картины мира;

проявление внутриличностных конфликтов, когда у индивида есть несколько сильно отличающихся референтных групп или лиц;

устойчивость взглядов и последовательность поведения человека (в том числе, в изменяющихся ситуациях);

восприятие, поддержание и повышение человеком своего социального статуса;

взаимосвязь между социальным положением человека и его социальными установками;

социально-психологическое влияние группы и отдельных лиц на человека.

В качестве референтной могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и др. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других.

Также выделяют позитивные и негативные референтные группы. Позитивная референтная группа – это группа, чьи нормы индивид принимает и стремится к тому, чтобы быть принятым такой группой. Негативная референтная группа – это группа, членом которой индивид не хочет себя считать и против которой стремится выступать.

1. Нормативная функция заключается в том, что бы задавать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. Под этими стандартами чаще понимаются групповые нормы. Люди стремятся выстраивать свое поведение в соответствии с нормами и ценностями референтной группы. Потому они наиболее восприимчивы к реакциям тех, кто входит в их эталонную группу, и относятся более безразлично к менениям тех, кто не является для них референтными.

Предлагаем ознакомиться  Как сложить футболку? Как правильно и красиво складывать поло? Как аккуратно и легко сложить мужскую футболку с длинным рукавом? Лайфхаки

Референтная среда это

2. Сравнительно-оценочнаяфункция выражается в том, что группа является тем эталоном для сравнения, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. В современном массовом обществе многие эталонные группы расширились в пространстве и времени и могут включать в себя большое число совершенно незнакомых лиц.

3. Побудительная функция заключается в побуждении группой индивида стать ее членом, следовать ее нормам. Реальная референтная группа будет более успешно выполнять эту функцию, если способна вознаграждать и наказывать за соблюдение и нарушение норм. Эта функция не получила широкого признания у специалистов.

В отечественной социальной психологии введены понятия «референтность» и «референтный круг общения». Под референтностью понимается форма субъект-субъект-объектных отношений, выражающая зависимость индивида от другого и выступающая как избирательное отношение к нему.Референтный круг общения– круг лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентаций.

Референтность индивида может иметь генерализованный или парциальный характер. В первом случае значимость индивида как референтного лица может распространяться на множество различных аспектов жизнедеятельности; человек ориентируется на мнения и оценки другого в разных ситуациях и по поводу разных вопросов.

межличностная: референтность между членами внутри подгрупп, между членами разных подгрупп, между «самостоятельными» членами, между членами подгрупп и не включенными в них членами;

friends

микрогрупповая: референтность подгруппы для своих (и чужих) членов и референтность своих (и чужих) членов для подгруппы;

групповая: референтность группы для ее членов и референтность членов для группы;

между подгруппой и группой: референтность группы для подгруппы и, наоборот, подгруппы для группы.

По группе в целом и внутри неформальных подгрупп существуют связи между этими уровнями проявления референтности.

Классификация групп

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своём поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит.

Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своём поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.

В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на её формирование.

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Несмотря на большое количество референтных групп которые в той, или иной мере оказывают воздействие на покупателя (потребителя), маркетологау особый интерес представляют лишь три:

  • членская группа;
  • группа устремления;
  • нежелательная группа.

Членская группа – это группа, которая оказывает на человека прямое влияние. Является группой, к которой человек имеет принадлежность и с которой он производит взаимодействие;Группа устремления – это группа, принимая участие в которой потребитель будет стремиться стать и с которой он хотел бы отождествлять себя.

568798

Существует реальная и кажущаяся референтная группы

– информационная – носители информации Среди них различают носителей опыта и экспертов;

– ценностная – это эталон ценностно-нормативной системы;

– утилитарная – является группой носителей материальных или иных благ, являющиеся важными для индивида. Для мужчин утилитарной референтной группой будут женщины, а для женщин – лица мужского пола;

– группа самоидентификации – это группа, с которой производит идентификацию личность, членом которой себя считает.

Типология референтных групп

Индивид имеет возможность принадлежать к референтной группе или же быть далеким от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, – является непосредственным социальным окружением индивида. Это группа, принадлежность к которой не оспаривается. Если человек дорожит членством в данной группе, то он будет стремиться закрепиться в ней и рассматривает нормы и ценности ее субкультуры как авторитет для себя, стремиться быть похожим на большинство ее членов, то эту группу можно назвать референтной для этого человека.

В таком случае группа взаимодействия и референтная группа будут просто совпадать, но их качественные характеристики являются абсолютно различными. Если же человек считает себя выше членов своей группы или рассматривает себя как чужака в ней, то как бы тесно он не был связан с ней, такую группу нельзя назвать эталонной. В этом случае группа не может предлагать привлекательные нормы и ценности.

467689

Эталонная группа – это реальная социальная группа или воображаемая, которая является как результат социального конструирования, выступает в качестве статистической общности, члены группы могут и не подозревать, что кому-то они являются одной сплоченной группой. К примеру, на протяжении десятилетий для большинства советских людей была такая мифическая референтная группа, под названием “Запад”, “Америка”.

Чем более закостенелое, замкнутое данное общество, тем большей будет вероятность, что референтную группу индивида будет является его группа социального взаимодействия. К примеру, в докапиталистическом обществе господствует сословная социальная структура, при помощи которой большинство людей рождаются в определенном сословии (группа имеющая определенный социальный статус, который закреплен законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству.

В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества могут быть открытыми для социальной мобильности. Это будет значить, что тот кто родится в крестьянской семье не будет иметь шансов прорваться к самому верху политической, административной или экономической иерархии.

Такое общество вполне разумно индивиду, который находится на дне, но который подражает тем, кто может находиться на самом верху. Такому обществу сблизиться с референтной группой потенциально возможно. “Американская мечта” как главный миф Америки провозглашает, что каждому американцу возможно стать президентом или миллионером.

Связь индивида и референтных групп очень часто бывает неустойчивой, подвижной и расплывчата. Это означает, что по разным этапам биографии он может принадлежать к разным  референтным группам. Более того, во время выбора различных элементов стиля жизни, во время совершения разных покупок индивиду следует ориентироваться на различные референтные группы.

45678

К примеру, в случае  если перед нами спортсмен, то для него при выборе спортивной одежды может выступить в качестве референтной группы любимая команда или звезда спорта, но если он не является чьим-то фанатом, а просто спортсменом, то мнение спортивной звезды по вопросам, которые выходят за пределы спорта, уже не будут являться авторитетными. И на выбор зубной пасты скорее повлияет мнение дантиста а не любимого спортсмена. Хотя, конечно же может быть и иначе.

Позитивные и негативные референтные группы

Эталонные (референтные) группы бывают как позитивные так и негативные. Позитивная эталонная группа это такая группа будто реальная или воображаемая,  которая будет служить образцом для подражания, привлекательный эталон. Чем больше индивид будет перенимать с нее стиль жизни, тем большим удовлетворением он будет обладать.

Набором референтных групп могут заниматься при относительном характере. Это означает, что в обществе, которое состоит из множества социальных групп и субкультур, не может существовать единый набор позитивных и негативных референтных групп, который будет действительным для всех. Та группа, которую можно считать образцом для подражания для одних людей, другие люди могут рассматривать как антиэталон (“Не дай Бог быть на них похожими”). У нас зачастую не хотели бы быть похожими на доярку, колхозницу, деревенского жителя, нового русского, монахиню и т.д.

Предлагаем ознакомиться  Выходит песок из почек: симптомы у женщин и мужчины, первая помощь

Референтные группы можно разделить на несколько видов: информационные (источниками надежной информации), самоидентификации, ценностные.

а) Носители опыта. Как такая группа может выступать люди, которые попробовали “на своей шкуре” этот товар или услугу. Мы можем обратиться к их дилетантскому опыту, с целью подтвердить или опровергнуть сомнения по поводу планируемой покупки модели товара.

б) Эксперты, то есть являющиеся специалистами в данной области. Эту группу, которая рассматривается людьми как наиболее сведущая в данной области, чье суждение может точнее всего отразить реальные качества явления, товара, услуги и т.д.

Потребность в экспорте

Когда может возникнуть потребность в эксперте? К нему могут обратиться, если в рамках повседневности возникнет проблемная ситуация, если в течение повседневной жизни входит нечто неожиданное (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не задумываясь о зубах. И как на зло они напоминают о себе так, что он уже не сможет думать ни о чем, за исключением зубов.

Snapshot_04.09m

К экспертам мы обращаемся чтобы поддерживать нормальное течение повседневной жизни. дажесреди самых выдающихся наших современников выдающиеся из наших современников – дилетанты в большинстве областей, с которыми они имеют честь сталкиваться. Что же можно сказать о массе простых людей. Не удивительно, что в выборе товаров и услуг мы не имеем ничего другого, как принимать во внимание мнение экспертов. Я ничего не смыслю в медицине, поэтому выберу зубную пасту, щетку, лекарство, опираясь в основном на мнение врачей.

Группировка товаров по влиянию референтных групп

Как известно, понятие «референтность» впервые было использовано американским психо­логом Г. хайменом, установившим устойчивую связь между суждениями людей о себе и теми со­циальными группами, с которыми они себя идентифицируют, а также соотносят свои взгляды и мнения. Однако за последние три десятилетия трактовка данного понятия в социальной психоло­гии значительно расширилась.

Следует отметить, что личностный рост и накопление социального опыта могут приводить к существенным изменениям в личностном восприятии объектов референтных отношений, поэто­му нередко, изучая динамику становления личности, можно наблюдать постепенную замену од­них референтных групп или лиц на другие.

При всей динамичности личностных трансформаций в сознании большинства индивидов (вне зависимости от их этнической принадлежности, образо­вательного статуса и экономического положения) всегда имеет место упомянутое выше «отноше­ние референтности» к тем или иным группам и лицам. Необязательно также реальное членство че­ловека в тех группах, с которыми он себя соотносит и которые являются для него референтными.

Анализ современных научных представлений о референтности показывает, что в большинст­ве наблюдаемых и описываемых случаев исследователи, по сути, говорят о регуляторном психоло­гическом механизме, позволяющем личности выстраивать приоритеты и стратегии социальной са­мореализации. При этом референтность как некое устойчивое качество не является чем-то объек­тивным, т. к.

Как показал анализ данных исследования, осуществляемого нами при финансовой поддерж­ке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-06-00211а, среди молодого поколе­ния медиапотребителей внутренняя референтность проявляется достаточно редко. Как правило, она более выражена у незначительной части молодых людей (20±5% в различных выборках), име­ющих высокую устойчивость по отношению к ситуациям неопределенности.

Эти молодые люди также отличаются более выраженной направленностью на профессиональный успех и личностное развитие. Их поведение детерминируется преимущественно внутренними мотивами, связанными с потребностью в достижении высокого социального статуса. Они способны решительно действо­вать в ситуациях оправданного риска, демонстрируют низкие показатели внушаемости и высокий уровень самостоятельности во многих сферах социальной практики.

Следует отметить, что специфика проявления внутренней референтности заключается в том, что процесс оценки личностью неких значимых для нее объектов или явлений реализуется посред­ством ее обращения к осознаваемым или неосознанным эталонам, идеалам, образцам. Иными сло­вами, решающее значение в этом процессе имеет доступ к субъективно проявленным источникам внутренней мудрости, духовно-психическим ресурсам.

Влияние такого фактора, как доминирование внутренней / внешней референтности, с неиз­бежностью проявляется при формировании и развитии индивидуальной культуры потребления ме­диаинформации. Медиапотребление как значимый компонент социального познания современного человека – динамический процесс, в котором можно обнаружить сложное сплетение эмоционально­чувственных переживаний, избирательной когнитивной активности и широкой практической дея­тельности.

People_group3_

Процесс повседневного потребления медиаинформации регулируется и направляется под влиянием целого ряда когнитивных и поведенческих метапрограмм. Одни из них более зна­чимы, другие – менее. К настоящему времени описан целый ряд взаимосвязанных метапрограмм, опосредованно влияющих на процесс сбора и оценки самой различной информации, медиапродук­ции, циркулирующей в глобальном медиапространстве.

В идеале наше познание социальной реальности должно опираться одновременно на два ва­рианта данных метапрограмм: мы должны стремиться продуктивно соединять поток информации из внешних источников с информацией, продуцируемой в ходе творческой деятельности, рефлек­сии, осмысления и переосмысления получаемого личного опыта.

Однако в реальности большин­ство из нас хорошо делает что-то одно: либо сканирование и обобщение информации, либо твор­ческую переработку ограниченного объема информации в новые идеи и знания. Каким образом такого рода «однобокие» стратегии находят выражение в процессе сбора и анализа медиаинфор­мации?

1. При доминировании внешней референтности оценка значимости, достоверности инфор­мации производится на основе оценки ее соответствия внешним референтам, т. е. для подтверж­дения значимости информации человек опирается на следующую систему внешних критериев:

  • расположение, статус сообщения в медийном пространстве (например, осознанно или бес­сознательно учитывается то, кто является источником сообщения, эфирное время, отведенное для этой информации, и т.д.);
  • фактологическая обоснованность, научная доказанность информации;
  • мнение авторитетных лиц (признанных экспертов, специалистов и т.д.);
  • количество людей, доверяющих этой информации (медиапродукции) или подтверждаю­щих ее значимость, ценность.

Для людей с высоким уровнем внешней референтности характерно восприятие мира, ориен­тированное на социальный контекст, т.е. на общественное мнение, внешний антураж, расстановку сообщений в медийном поле. Многие молодые люди в силу отсутствия у них богатого жизненного опыта и, как следствие, внутренних критериев оценки сообщения вынужденно ориентируются на внешний контекст, мнение большинства.

Однако необходимо помнить, что при такой стратегии воз­можны перцептивные и когнитивные ловушки, установленные в ходе экспериментов С. Аша. Как доказал С. Аш, многие люди склонны конформно подстраиваться под мнение большинства, даже если оно полностью противоречит их собственному сенсорному, жизненному опыту.

Не случайно современные СМИ в целях повышения значимости сообщения (медиафакта) специально органи­зуют его встраивание в так называемый «мейнстрим» – доминирующее общественное мнение. На­пример, для его обсуждения собирается научная конференция, даются эксклюзивные интервью и звучат официальные заявления авторитетных лиц.

2. При доминировании внутренней референтности оценка значимости, ценности, достовер­ности информации основывается на степени соответствия внутренним критериям, к которым мож­но отнести следующие:

  • субъективная оценка смысла и значимости информации (новых сведений, сообщений) по­средством ее соотнесения с тем, что ранее было известно реципиенту или ранее осмыслено им;
  • анализ субъективных (пусть даже необъяснимых рационально) ощущений, чувств, эмоций, которые вызывает оцениваемое сообщение;
  • анализ степени соответствия новой информации общим представлениям реципиента о ми­роустройстве, существующих социальных отношениях;
  • опора на интуитивную оценку достоверности или ложности получаемых сообщений (ме­диафактов).

Следует отметить, что внутренняя референтность в соединении с гибкостью мышления и вы­сокой образованностью может выступать как весьма ценное личностное свойство в тех случаях, когда в общественном сознании и, как следствие, в медиапространстве нет четких критериев для оценки какого-либо явления, факта, сообщения.

референтная группа это в психологии

Однако в своем предельном выражении, а также во многих ситуациях социального и личностного взросления она может препятствовать внутригруп­повой адаптации и профессиональной самореализации. Вероятно, по этой причине многие доста­точно успешные бизнесмены, имеющие высокий уровень внутренней референтности, отнюдь не стремятся распространять приоритетность субъективного оценивания на все внешние явления и все сферы управленческой деятельности.

Одной из наиболее трудно разрешимых проблем развития осознанного медиапотребления является тот факт, что при запредельно больших объемах потребления информации наша внутрен­няя рефлексивная, аналитическая активность снижается до минимума, что делает нас более пассив­ными и механистичными в восприятии информации, недостаточно критичными в ее оценках.

20% из всех имеющихся источников по той или иной тематике несут 80% требуемой информации. Остается только правильно отобрать эти 20%, что опять же требует определенных умений оценки медиасреды в целом и навыков работы с ме­диатекстами. В противном случае на отбор этих 20% источников могут быть потрачены все те же 80%, а то и все 100% имеющегося времени. А это значит, что резко сокращается количество време­ни на критическое осмысление и творческую переработку полученного материала.

Литература

  • Андреева Г. М..Глава 11: Общие проблемы малой группы в социальной психологии // Социальная психология. — 5-е изд.. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 362 с. — 3000 экз. — ISBN 9785756702743.

Эта страница в последний раз была отредактирована 6 августа 2019 в 10:18.

Оцените статью
Ствол
Adblock detector