Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Общие сведения

Под вниманием понимают сосредоточенность сознания человека на объекте или каком-либо явлении. Благодаря вниманию отбирается самая важная информация для человека и игнорируется прочая. Внимание — это высшая мозговая функция и относится к когнитивным симптомам, в которые, кроме этого, включают память, восприятие, аналитические способности, двигательные навыки и речь.

Недостаток внимания влечет нарушение его концентрации и у больного возникает рассеянность — неспособность сосредоточиться. Нарушение внимания является важным симптомом патологического состояния, которое всегда отмечается при психопатологических синдромах. Однако расстройство внимания может возникать и при общих заболеваниях — астенический синдром, атеросклероз, артериальная гипертензия, дисциркуляторная энцефалопатия (другой термин — хроническая сосудисто-мозговая недостаточность), сахарный диабет, гипотиреоз и прочее. Многообразие причин этой патологии вызывает необходимость разного подхода к его коррекции.

Внимание у детей с нарушением зрения

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Имея незначительные проблемы со зрением, можно развивать внимание и не считать себя отсталым. При полной потере или частичной видимости изучение предметов становится затруднительным. Восприятие у таких ребят становится замедленным.

Техники нетрадиционного рисования во 2 младшей группе ДОУ

Родители должны помочь развивать обоняние, слух, вкус. Малыш должен концентрироваться на других свойствах предмета, правильно распределять внимание. Развитие связано с формированием эмоциональных качеств и воли ребенка. Нарушения зрения могут повлечь за собой более позднее развитие внимания.

Для коррекции зрения малышу нужны очки

Патогенез

Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Расстройство внимания при гиперактивности у детей имеет нейробиологическую природу и связано с задержкой развития мозговых структур, которые обеспечивают процессы торможения и самоконтроля. В формировании расстройств имеют значение биологические факторы (наследственность, органическое повреждение мозга) и внутрисемейные психологические факторы.

Биологические факторы имеют значение в нарушении высших психических функций, поскольку влияют на согласованное функцию всех структур (кора — базальные ганглии — таламус – кора мозжечка), которые обеспечивают контроль внимания и поведение. Основная же роль отводится нейромедиаторным системам мозга и медиаторам — дофамин, норадреналин и серотонин. Дисфункция этих нейромедиаторных систем обусловлена многими генами, поэтому это – полигенное заболевание.

В основе патогенеза гиперактивности с расстройством внимания лежат нарушения ретикулярной формации, которая обрабатывает поступающую информацию, поддерживает внимание и координирует процесс обучения и памяти. Невозможность правильной обработки информации головным мозгом ребенка приводит к тому, что звуковые, эмоциональные и зрительные стимулы становятся избыточными и вызывают беспокойство и агрессивность.

Дефицит внимания — миф или реальность?

В этой статье я не собираюсь опровергать мнение противников постановки диагноза дефицита внимания, а также не буду доказывать концепции его сторонников, так как для участия в академических спорах у меня нет никаких компетенций. Да мне это и не нужно. Потому что, в рамках рассматриваемого мной вопроса, совсем не важно существует ли такой феномен в виде заболевания или это просто какие-то черты характера.

Бесспорно то, что есть некие психические черты или свойства личности, или симптомы расстройства, или все это вместе, что в совокупности принято, в определенных кругах, называть дефицитом внимания. И невозможно отрицать, что многие люди испытывают проблемы с концентрацией внимания, суетливы, не могут усидеть на месте, постоянно теребят что-то в руках, не получается долго стоять в очереди. Это факт, а уж как этот факт называть и является ли он заболеванием или чем-то другим не такое большое дело, для решения частной проблемы.

Фактом также является то, что вышеназванные черты могут привести к большим личностным проблемам и всячески тормозят развитие личности. Как правило, все это начинает проявляться в детстве и, затем, может перейти во взрослую жизнь, как, например, было у меня. Этот своеобразный недуг пополняет список моих прошлых психологических «болячек», вроде панических атак, депрессий, эмоциональной нестабильности и тревожности.

Короче, этот опыт самостоятельного избавления от множества психологических проблем и сопутствующее развитие личности сделали возможным этот сайт, который вы сейчас читаете.

Что касается дефицита внимания, я подробно объясню что это такое. Я не собираюсь пугать вас какими-то диагнозами, вроде жили-жили, а тут, вдруг, выясняется что у вас какое-то заболевание или синдром с мудреным названием: «Спасибо вам, Николай!» — скажете вы. Нет, я, расскажу чем это может грозить, и вы сами сделаете вывод, опасно это для вас или нет.

Если вы давно читаете мой блог, то вы могли видеть статью про чувство скуки. Многие положения этой статьи схожи с той, которую вы сейчас читаете. Объясню разницу между хроническим чувством скуки и СДВГ, во избежании путаницы. Первое проистекает, в больше степени из каких-то личностных аспектов, наших увлечений, устремлений, привычек, тогда как второе больше относится к работе нашей нервной системы и закрепленных схем работы мозга.

Классификация, причины

Выделяют следующие виды рассеянности:

  • мнимая рассеянность – в этом случае подразумевается нарушение психологического плана, о развитии патологического процесса речь не идёт. При мнимой рассеянности человек концентрирует внимание на определённых событиях, отчего все остальное уходит на второй план;
  • подлинная рассеянность – в большинстве случаев причиной подлинной рассеянности выступает развитие определённого патологического процесса или сильное психоневрологическое расстройство.

Мнимая рассеянность не требует специфического лечения, а её признаки носят только симптоматический характер. Однако если симптом проявляется часто и довольно продолжительный по времени, следует обратиться за консультацией к врачу. Особенно если речь идёт о ребёнке.

Многие ученые ставят под сомнения существование СДВГ. Причиной тому отсутствие точной возможности выявить болезнь у пациента путем проведения инструментальной диагностики, а также большая разница в количестве заболевших синдромом в разных странах. Тем не менее проблема является официально признанной, а дефицит внимания относят к коду F90.0 по МКБ.

Чаще всего СДВГ проявляется в детском возрасте. Ребенок кажется не таким умным, как сверстники, он не может выполнять все поставленные задачи и ведет себя странным образом. Взрослые же сталкиваются с такой проблемой очень неожиданно. Как правило, синдром все равно берет начало в детстве, но проявляется лишь спустя многие годы, когда на мозг человека оказывается серьезное давление со стороны работы, домашних обязанностей или проблем.

Классификация

Для СДВГ разработана отдельная классификация, которая отражает преобладание той или иной стороны болезни. Это помогает поставить более точный диагноз и назначить максимально эффективное лечение. Вид определяется на этапе диагностики. Всего их 3:

  • СДВГ-ДВ – симптомы ограничены дефицитом внимания или выражены только им, больной рассеян и забывчив, может выглядеть глупым даже при высоком IQ, работоспособность довольно низкая, зачастую появляется прокрастинация;
  • СДВГ-Г – симптомы сконцентрированы проявлением гиперактивности, больному трудно сидеть на месте, он может качаться на стуле или трясти ногами, часто отходит от рабочего места под разными предлогами ради физической активности, может раздражаться, т.к. отдохнуть ему тяжело;
  • СДВГ-С – симптомы носят смешанный характер, больному трудно фокусироваться на одной задаче, он часто отвлекается, забывает важную информацию, при этом у него всегда есть желание заниматься чем-либо физически.

Иногда врачи отдельно выделяют неуточненный вид СДВГ. Такой диагноз ставят, если не удалось точно определить все особенности заболевания. Зачастую он применяется для предварительных заключений.

Причины

Точные причины возникновения синдрома недостатка внимания у взрослых до сих пор остаются неизвестными. Однако ученым удалось определить факторы, способные спровоцировать развитие болезни. Они могут воздействовать на организм еще в период формирования плода, что станет причиной проявления СДВГ в будущем.

Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Основные причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Негативное воздействие во время вынашивания плода (инфекции, лекарства, алкоголь, курение);
  • Факторы риска выкидыша во время беременности;
  • Хронические заболевания у матери на момент вынашивания;
  • Осложнения во время родов, кесарево сечение;
  • Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
  • Болезни у новорожденного;
  • Прием сильных лекарственных препаратов в первые годы жизни;
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.

Если болезнь у взрослого есть, то спровоцировать ее пробуждение может регулярный стресс, связанный с серьезными нагрузками на психику. Поэтому очень важно дозировать выполнение тяжелой работы при малейших рисках наличия такого заболевания.

Различают следующие виды расстройств внимания:

  • Апрозексия — выпадение (выключение), полное отсутствие интереса к окружающему и происходящему.
  • Гипопрозексия — ослабление внимания, невозможность в течение длительного времени сосредоточиться на чем-либо.
  • Гиперметаморфоз — выраженная степень отвлекаемости или повышенная отвлекаемость. У больного теряется возможность активного сосредоточения, а чрезмерная подвижность внимания приводит к тому, что оно распыляется, переводится на любой предмет, постоянно перескакивая на случайные раздражители.
  • Застреваемость — патологическая фиксация (прикованность, прилипчивость) внимания. Отмечается тугоподвижность внимания и больной трудно переключается на другие предметы и действия. Повышенная застреваемость внимания бывает при патологической рефлексии и ипохондрической фиксации. При ипохондрической фиксации внимания больного полностью сосредоточено на самочувствии, вопросах здоровья, его болезненных ощущениях. Все, кроме его здоровья теряет смысл. При патологической рефлексии внимание полностью поглощается размышлениями о поступках, отношениях с людьми, самоанализом. Больной скрупулёзно ведет дневник, описывая переживания и рассуждения.
  • Инертность — малая подвижность внимания, при которой отсутствует возможность быстрое и своевременное переключение его.
  • Истощаемость проявляется в неспособности длительно сосредоточить внимание на определенном объекте. Чрезмерная истощаемость развивается на фоне астенизации и повышенной утомляемости. Больные после непродолжительной работы в высоком темпе испытывают усталость, сонливость, непоседливость, повышенная отвлекаемость и полностью теряется интерес к работе или занятию. Возникает потребность в отдыхе.
  • Слабая распределяемость внимания связана с ограничением его объема — больной не в состоянии одновременно выполнять несколько дел, а сосредотачивается только на значимом для него объекте или деле.

Апрозексия характеризуется выключением произвольного и непроизвольного внимания, его невозможно пробудить никакими поощрениями. Некоторыми авторами используется термин «паралич внимания». Наблюдается при многих психических расстройствах, таких как депрессия, мания. Апрозексия связана с абулией (патологическое отсутствие воли) и апатией (безразличие, безучастность).

Предлагаем ознакомиться  Состояние отчаяния и духовная практика

Гипопрозексия включает следующие расстройства внимания:

  • Сужение объема — состояние при котором снижаются способности удерживать определенное количество впечатлений. Стоит отвлечься при разговоре на подробности, пациент забывает главную мысль. Идя в другую комнату за предметом, он забывает, за чем пошел. Собираясь в поездку, обязательно что-то важное забудет.
  • Тугоподвижность — неспособностью к быстрому переключению внимания. Таким пациентам для того, чтобы сменить занятие, нужно много времени. Включившись в одну тему разговора, он не может быстро переключиться другую и «топчется», обсуждая первую тему, в нужный момент не может прервать диалог. Прилипчивость внимания называется акайрия (отсутствие меры). Больные с акайрией по нескольку раз задают один вопрос. Акайрия является признаком общей психической ригидности.
  • Слабая способность распределять внимание, о которой указывалось. Недостаточная распределяемость встречается и у здоровых людей. Некоторые студенты не могут одновременно записывать и слушать лектора — они или слушают, или записывают текст.
  • Снижение наблюдательности. Оно может быть обусловлено: аффективными нарушениями, нарушениями интеллекта или поглощенностью внимания чем-то другим.
  • Флуктуация (колебания) внимания. Возникает периодическое кратковременное изменение внимания — непроизвольное усиление или ослабление его, что связано с изменением возбудимости отдельных участков коры полушарий. Читая, пациент местами хорошо воспринимает информацию, а местами читает, не вникая в смысл (механически), потом перечитывает текст заново, из-за непонимания.

Для астенических состояний характерна истощаемость и повышенная отвлекаемость. Значительное сужение объема, инертность и тугоподвижность выявляется при нарушениях психики. Гиперметаморфоз возникает на высоте маниакального возбуждения, а ипохондрическая фиксация является признаком ипохондрического синдрома.

У больных шизофренией очень выражена рассеянность по мелочам — во время серьезных бесед с врачом больной вертит пуговицы, чистит ногти, разглядывает пятна на стене, рассматривает обувь, выдергивает из одежды нитки и занимается прочими делами, не вникая в разговор. Для биполярных расстройств в стадии мании характерна рассеянность и затруднение концентрации.

Пирацетам

У пожилых лиц формируется обширный спектр когнитивных нарушений — это может быть легкое ослабление внимания и тяжелая форма, выражающаяся в деменции. Но больных с деменцией, ввиду снижения критики, не беспокоит ухудшение памяти, а здорового человека беспокоит то, что с возрастом ухудшается память, труднее концентрировать внимание, а из-за этого снижается трудоспособность.

Для начальных возрастных проявлений характерны: плохая память, рассеянность, забывчивость, тревожность, замедление психомоторных функций. Это все связано с естественными процессами старения. Для пожилых плохая память является нормой, поэтому применяются термины «возрастное нарушение памяти», «старческая забывчивость», «возрастная когнитивная дисфункция».

При умеренных когнитивных расстройствах снижаются интеллектуальные функции и память, появляется рассеянность, трудности концентрации, замедленность умственной деятельности, затруднения при произведении расчетов и подборе слов, но они не достигают степени утраты бытовых навыков и у пациентов не констатируется наличие деменции.

Жалобы на ухудшение внимания и рассеянность характерны для больных с синдромом хронической усталости, которым страдают лица трудоспособного возраста. Вторичные астении являются проявлением различных заболеваний (гематологических, инфекционных, онкологических, эндокринных, соединительнотканных, неврологических, психических) или следствием воздействия факторов (профессиональные вредности или прием медикаментов).

Функциональная рассеянность

Функциональная рассеянность способна возникать на фоне монотонной и однообразной работы у каждого человека. Так же она усиливается тогда, когда человек имеет нарушения сна, регулярные головные боли или определенные заболевания.

Не редко страдающий может чувствовать упадок сил и полную незаинтересованность в происходящих вокруг него событиях. Такую рассеянность можно приобрести с возрастом и часто мысли человека обретают расплывчатость, а ощущения не яркие.

Возрастная рассеянность

Анализы и диагностика

Диагностика нарушений памяти основывается на жалобах больных и их родственников. Для выяснения степени расстройств больные проходят тесты — нейропсихологическое тестирование. Тесты – это единственного объективный инструмент диагностики этого состояния. Использование нейропсихологических тестов обязательно при нарушениях со стороны высших функций головного мозга.

Проявления СДВГ заметны окружающим

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Причины рассеянности внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Лечение

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность.

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Выше были рассмотрена рассеянность внимания и ее причины. Как мы выяснили, причины рассеянности внимания разнообразны и связаны как с психическими заболеваниями, так и общими (соматическими). В связи с этим, подходы к лечению будут разными. Также разные причины рассеянности и забывчивости у лиц разных возрастных категорий — детей, молодых людей и пожилых. Возрастные различия также учитываются при лечении.

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Список препаратов, которые могут при меняться при этих состояниях включает самые различные группы:

  • психотропные (чаще всего антидепрессанты);
  • сосудистые и ноотропные средства;
  • психостимуляторы;
  • общеукрепляющие и витаминные препараты;
  • иммуностимулирующие.
Предлагаем ознакомиться  Причины появления полной импотенции и методика лечения возникшего состояния

Мысли в голове

В последние годы предпринято много попыток поиска эффективного средства для лечения когнитивных нарушений. Но пока не получено лекарство от рассеянности и симптоматического улучшения когнитивных функций.

Если в молодом возрасте отмечается плохая память и рассеянность, что делать? При исключении психических расстройств (аффективные расстройства) и органической патологии головного мозга (опухоли, аневризмы, энцефалит, рассеянный склероз) у молодых пациентов, можно думать об астеническом синдроме. Как избавиться от рассеянности в этом случае?

При астеническом синдроме эффективно применение препаратов, которые улучшают метаболизм головного мозга. Это ноотропные препараты различных групп: Пирацетам, Тиоцетам, Энцефабол, препараты аминомасляной кислоты (Аминалон, Гаммалон), Перитол, Глиатилин, Инстенон, Пикамилон, Фенибут, Глицин, Кортексин, Пантогам, Когитум, препараты Гинкго Билоба, Церебролизин, Семакс, препараты липоевой кислоты (Тиоктацид, Эспа-Липон).

При превалировании в клинических проявлениях депрессии и тревоги ключевыми препаратами будут антидепрессанты. И связано это с тем, что имеется связь астении с тревогой, депрессией, хроническими болями в мышцах и целесообразно назначение антидепрессантов. Механизм их действия связан с увеличением метаболизма в головном мозге серотонина и норадреналина. Используют следующие группы препаратов:

  • лекарственные травы (зверобой);
  • трициклические антидепрессанты;
  • ингибиторы моноаминооксидазы;
  • атипичные антидепрессанты;
  • СИОЗС — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

При назначении антидепрессантов при астеническом синдроме ориентируются на выраженность астении и присутствие психических расстройств (депрессия, тревога). При не резко выраженных проявлениях рекомендуются более мягкие антидепрессанты: таблетки Гелариум, Азафен, Триттико, Азона. При выраженной астении и депрессии назначаются более сильные препараты: Амитриптилин, Имипрамин, Мелипрамин, Анафранил, Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.

При астении и преобладании сниженного настроения, выраженной вялости, апатии эффективным оказывается назначение антидепрессантов стимулирующего действия — Имипрамин, Анафранил, Флуоксетин. При сочетании астении симптомами тревожным состоянием и паническими расстройствами эффективными будут антидепрессанты с анксиолитическим действием — Амитриптилин, Пароксетин, Леривон, Каликста, Ремерон, Феварин, Рокона. При астении с фибромиалгией — Симбалта, Венлафаксин органика, Велаксин, Велафакс.

Побочные эффекты, которыми обладают трициклические антидепрессанты (Имипрамин, Амитриптилин), сужают возможности их применения. Поэтому чаще используются препараты СИОЗС. Наиболее сбалансированным действием (умеренно возбуждают и умеренно седатируют) обладают Золофт, Стимулотон, Сиозам,Циталопрам, Цитол.

Дозировка Золофта сначала 50 мг/сут, а потом увеличивается до 100 мг/сут. Препарат нужно применять с осторожностью в пожилом возрасте, поскольку имеется повышенный риск гипонатриемии. Часто при астении требуется назначение антидепрессантов совместно с транквилизаторами — если присутствует тревога, внутренняя напряженность, панические расстройства и нарушения сна.

Седативные препараты и противотревожные:

  • растительного происхождения: экстракт валерианы, пустырника, Ново-Пассит, Персен, Алора;
  • транквилизаторы: Грандаксин, Фенибут, Атаракс, Реланиум, Сибазон, Мезапам, Клоназепам, Лорафен.

К неспецифическим средствам, которые улучшают и стимулируют метаболизм мозга, обмен веществ и применяются при астении, относятся витамины, макро- и микроэлементы. Назначаются большие дозы витамина С, группы В, антиоксиданты витаминов А и Е. Большое значение при астении имеют препараты магния и кальция. Препарат Берокка Сa Мg сочетает эти минералы и эффективен в лечении астенического синдрома.

В этом случае важно не допустить прогрессирования расстройств. Наиболее эффективно в этом плане — коррекция сосудистых нарушений и улучшение метаболизма головного мозга. Для улучшения когнитивных функций применяются основные группы препаратов:

  • с вазоактивным действием (Винпоцетин, Кавинтон, Сермион, Ницерголин, Пентоксифиллин, Циннаризин, Ксантинола никотинат, Пикамилон, Нимодипин, Нимотоп);
  • воздействующие на нейротрансмиттерные системы — холиномиметики (Нейромидин, Ипидакрин, Аксамон, Экселон, Ривастигмин IC, Альценорм, Алзепил, Арисепт, Нивалин, Галантамин-Тева);
  • обладающие нейротрофическим и нейрометаболическим действием (Церебролизин, Диваза, Тивортин, Мемантин, Мемантинол, Цитиколин, Ginkgo biloba, Актовегин, Фенотропил, Пирацетам);
  • антигипертензивные и антиагрегантные (препараты ацетилсалициловой кислоты);
  • антидепрессанты (по показаниям).

Улучшение когнитивных функций отмечается на фоне длительного лечения Танакан. Назначается по 40 мг 3 раза в день курсом 2-3 месяца. Сермион обладает широким спектром действия. Эффективен при цереброваскулярной патологии различной этиологии. Повышает активность адренергической, холинергической и дофаминергической системы головного мозга. Его широко применяют при когнитивных и поведенческих расстройствах в пожилом возрасте.

Установлена эффективность препарата при легкой и умеренной деменции, связанной с болезнью Альцгеймера. Кавинтон рекомендуется курсами 2-3 раза в год — начинают лечение с внутривенных инфузий, а потом переходят на прием препарата внутрь по 1 таблетке 3 раза в день. Использование Курантила у больных с хронической недостаточностью мозгового кровообращения и когнитивными расстройствами также дает хорошие результаты.

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Особенности внимания у детей с ЗПР описаны в различных трудах, рефератах, курсовых, монографиях и кратких обзорах специалистов. У детей с задержкой развития выделяют:

  • Смена деятельности связанная с частым отдыхом.
  • Таким детям трудно сосредоточится, поэтому интерес к занятию пропадает.
  • Восприятие половины предложенной информации.
  • Не продуманные шаги к цели.
  • Выполнение заданий последовательно, нельзя делать несколько действий.
  • Сложно переключиться с одного объекта на другой.

Малыш не может сосредоточиться

1. Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».

2. Не скупитесь на похвалу.

3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

Предлагаем ознакомиться  Признаки и лечение синдрома дефицита внимания у взрослых

5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.

Девочка думает за столом

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

8. Отдыхайте. Иногда и вам нужен отдых.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Хоть и считается, что СДВГ полностью не излечивается, но он поддается корректированию. Лечение гиперактивных детей с дефицитом внимания может сочетать образовательные методы, медикаментозную и поведенческую терапию. Курс лечения расстройства внимания подбирается индивидуально.

Девушка читает на природе

Если ваш малыш страдает дефицитом внимания, то вас следует взять на заметку упражнения на развитие внимания.

Нарушение внимания у детей может быть обусловлено разными причинами:

  • особенности темперамента;
  • тревожные расстройства, связанные с психотравмирующими факторами;
  • депрессивные расстройства на фоне нейроинфекции, черепно-мозговой травмы;
  • астенический синдром на фоне соматических заболеваний;
  • аденоидные вегетации, при этом затрудняется носовое дыхание и развивается гипоксия мозга, что обязательно влечет внимательность и снижение работоспособности у детей;
  • эндокринные заболевания (преимущественно щитовидной железы);
  • сенсоневральная тугоухость;
  • психические расстройства: аффективные расстройства, умственная отсталость, шизофрения и аутизм;
  • эпилепсия (как само заболевание, так и побочные эффекты противоэпилептических препаратов);
  • наследственные синдромы: Вильямса, Смита–Мажениса, Туретта, Беквита, Видемана.

Если исключить тяжелую органическую патологию головного мозга, то нарушение внимания у детей наблюдается при синдроме гиперактивности, что является причиной определенных трудностей в обучении. Причиной нарушений при гиперактивности являются расстройства функций лобных долей, к которым приводит гипоксия плода, гипоксическая энцефалопатия, патология беременности (гестоз, эклампсия) и родов (длительное течение), внутриутробная гипотрофия. Факторами риска являются употребление во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов и курение.

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Рассеянность при беременности

Считается, что у беременных ухудшается память. Действительно 80% беременных замечают ухудшение памяти, внимания и мышления в третьем триместре беременности. Они становятся рассеянными, часто забывают о важных делах, поэтому для напоминаний ведут ежедневник. Ученые называют это «мамнезия». Несмотря на достоверные наблюдения за беременными, механизм «мамнезии» остается не раскрытым.

Причинами этого состояния могут быть:

  • Стресс, страхи по поводу родов, переживания за ребенка, боязнь предстоящего материнства и другие эмоциональные состояния, которые могут вызывать рассеянность.
  • Гормональные изменения в организме (влияние прогестерона).
  • Усталость. Забывчивость становится сигналом того, что женщина устала и нуждается в отдыхе и расслаблении.
  • Недостаток сна.

На сегодняшний день можно предположить, что жалобы женщин на рассеянность — это результат стресса, переживаний и душевного напряжения. В любом случае даже при ухудшении памяти когнитивные функции не снижаются ниже нормы. «Мамнезия» проявляется в бытовых ситуациях и не сказывается на профессиональных навыках женщины.

При беременности советуют рано ложиться спать, обязательно делать дневной отдых (сон). Справиться с переживаниями и расслабиться помогают занятия йогой. При занятиях снижается уровень кортизола (гормон стресса) и синтезируются гормоны радости (дофамин, серотонин), которые улучшают настроение, дают энергию, активизируют функции мозга и повышают концентрацию внимания.

Беременным нужно следить за своим питанием и обязательно включать в рацион жирную рыбу, зерновой хлеб, яйца, цельнозерновые крупы, овощи, фрукты, небольшое количество черного шоколада. Полезен прием витаминно-минеральных комплексов для беременных, а в йододефицитных районах обязателен дополнительный прием препаратов йода.

Методы лечения

Следите за собой

Вы должны выработать привычку следить за собой. Как это сделать? Следуйте рекомендациям, которые я дам ниже и такая привычка у вас появится. Она нужна не только для работы с СДВГ, но, например, для контроля эмоций и самопознания. Подробно эту тему я описал в статьях осознанность и во втором шаге своей программы саморазвития, вы можете прочитать эти статьи, после того как завершите эту.

Следите за положением своего тела и его членов. Если ловите себя на том, что начали вертеться на стуле или теребить что-то в руках, бросайте это, старайтесь сидеть спокойно. Внедряйте этот принцип в свою повседневную жизнь. Если вы ждете блюдо в ресторане, которое долго не приносят — сидите прямо, не ерзайте, руки держите перед собой на столе, кладите их ладонями вниз и старайтесь особо не двигаться.

Сразу говорю, что сначала будет сложно, когда вы попробуете выполнять эти рекомендации, вы почувствуете силу, которая распирает вас изнутри, заставляет двигаться и суетиться, это «энергия» СДВГ. Как будто вы пытаетесь загородить своим телом бурный поток воды и с трудом его сдерживаете. Ничего, потерпите, потом будет легче, поток постепенно, по мере вашего следования рекомендациям, превратиться в тонкий ручеек, а ваше тело, которое его загораживает станет шире и сильнее.

Одна из причин СДВГ — постоянное хаотическое блуждание в информационном пространстве. Такое блуждание, перескакивание с одного на другое, оставляет на нашем мышлении «слепок», так что мы уже не может сосредоточиться на чем-то другом. Поэтому нужно постепенно избавляться от этой причины. Организуйте свою работу в интернете таким образом, чтоб она не превращалась в перемещение со вкладки на вкладку.

Кстати, широкое распространение активности в соц. сетях, по всей видимости, является одной из причин СДВГ. Так как социальные сети, самой своей структурой организуют получение нами информации таким образом, что она потребляется нами маленькими и разнородными порциями, быстро и интенсивно. Почитали новости, зашли на страницу друга, одновременно запустили аудиозапись, опубликовали твит и все это за 5 минут.

Прием у врача

Мозг тоже сильно утомляется и изнашивается от интенсивного поступления разной информации за короткий промежуток времени, также как желудок от усвоения кучи еды. Тем и вредны соц сети. Если вы проводите время в интернете, то лучше пусть информация в вас поступает бОльшими порциями и с бОльшим временным интервалом.

На это время отключите свои аськи и скайпы, чтобы на них не отвлекаться. И вообще, при использовании этих клиентов старайтесь не строчить туда друзьям по каждому возможному поводу, также, помните, что вы не обязаны отвечать туда сразу после того, как вам кто-то написал. Сначала завершите начатое дело, а потом пишите, если только не что-то очень срочное. Помните, когда вас что-то отвлекает от какого-то процесса, выполнение его идет с куда меньше эффективностью, это научный факт.

Читайте книги, не отвлекаясь на посторонние стимулы. Чем более книга скучна, тем лучше вы тренируете способность концентрировать внимание. Но многие скучные книги достаточно полезны, так что пускай это упражнение послужит вам также хорошим поводом для обучение новому, совершенствованию своих профессиональных и личных качеств.

Засекайте время, в ходе которого вы не должны отвлекаться, а только читать, пускай это будет час или два. Можете измерять это в количестве прочитанных страниц, как вам угодно. И пока это время не пройдет — никаких посторонних дел! То же самое относится к вашей работе, делам. Делайте все это, не отвлекаясь и засекая время на выполнение. (Перво-наперво дочитайте эту статью до конца, с короткими передышками, если нужно, но не отвлекаясь на внешние стимулы)

Удерживайте внимание на том, что вам говорят люди, учитесь слушать собеседника. Все это, по началу, очень сложно. Внимание будет постоянно уплывать в сторону, но пускай это вас не огорчает и не раздражает, просто, когда вы осознаете что вы отвлеклись, спокойно переводите внимание вновь на предмет концентрации. Медленно но верно ваша способность концентрации будет улучшаться.

В компании других людей не нужно говорить все что приходит вам на ум, перебивать и торопиться высказаться. Спокойно слушайте других до конца, старайтесь говорить по существу и по теме. Выдерживайте паузы прежде чем отвечать, обдумывайте свои ответы. Не нужно тараторить, держите ровную и спокойную интонацию.

Диета

Диета 15 стол
  • Эффективность: лечебный эффект через 2 недели
  • Сроки: постоянно
  • Стоимость продуктов: 1600-1800 рублей в неделю

Больные могут придерживаться общего стола — диета Стол №15 за исключением тех случаев, когда причиной когнитивных нарушений является артериальная гипертензия и атеросклероз. При этих заболеваниях важен контроль уровня холестерина. Это достигается назначением статинов и специальной диеты — средиземноморкая диета. В рационе также ограничивается поваренная соль, исключаются соленые продукты. Важен отказ от алкоголя и курения.

Оцените статью
Ствол
Adblock detector