Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)

2 Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос).

Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.

Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

Экологический подход. Новое звучание тема агрессии получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ.

Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии; наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т. е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т. е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные.

Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) — это теория, предложенная Д. Доллардом. Она противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации.

Предлагаем ознакомиться  Лимфостаз нижних конечностей стадии

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т. е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком — акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от предыдущих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т. е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Агрессия, приобретаемая посредством:

— биологических факторов (например, гормоны, нервная система);

— научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется:

— воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

— неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

— побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

— инструкциями (например, приказы).

Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

— внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);

— викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);

— механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их появление; условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. То есть, получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т. е. достижение успеха при использовании агрессивных действий.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины: согласно теории, агрессия — приобретенная модель социального поведения; социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы: проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Библиографический список

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 288с.
  3. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — Спб.,-2001
  6. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
  7. Бурменская Г. В., Обухова Л.Ф., Подольская А.И. Современная американская психология развития. — М., 1986.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — М. СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил.
  9. Гуманистическая психология // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 1. С. 7−38.
  10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.
  11. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.
  12. История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1986.
  13. Леонтъев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
  14. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
  15. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964.
  16. Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2002.
  17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005.
  18. Психологический словарь./ Под ред. А.М. Зинченко. — М., 1988.
  19. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. — М., 1993.
  20. Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия — Минск, 1998.
  21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3−16.
  22. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. — М., 1994.
  23. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  24. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  25. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
  26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  27. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. — М., 1986. Т. 1, с. 365−405.
  28. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1980.
  29. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979.
  30. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М., 1974.
  31. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
Предлагаем ознакомиться  Дексаметазон противовоспалительное действие

Переход в отвлекающие действия

Здесь присутствует стремление «забыться», отвлечься от проблемы. Человек понимает, что удовлетворить имеющуюся потребность в чем-либо он не может, и начинает активно проявлять себя в других сферах.

Например, неудачи в личной жизни провоцируют нас с головой уйти в работу. Провальные проекты в трудовой деятельности, влекут на занятия спортом, к встречам с друзьями, поиску новых хобби.

Приложение

Таблица — Категорий агрессивного поведения по Бассу

Примеры из жизни

Чтобы стало понятно, что такое фрустрация, как она может различаться по степени воздействия на человека, приведем два конкретных примера.

Теории фрустрации

Тема фрустрации очень популярна в психологии, поскольку это состояние в разной степени испытывает каждый из нас. Именно поэтому она тщательно изучалась основоположниками психологии и их последователями. Закономерно, что точки зрения природы возникновения и выход из фрустрации различны.

Теория к. левина, р. баркера и т. дембо – регрессия

Регресс, в противовес прогрессу — это переход от более зрелой формы развития к менее зрелой. В классической психологии такой регресс происходит у лиц преклонного возраста, эмоции и поступки которых становятся идентичны эмоциям и действиям малолетних детей.

Психологи выдвинули гипотезу о том, что человек, испытавший фрустрацию, откатывается «назад», в предыдущую возрастную группу и таким образом защищается от травмирующего события.
Индивид снимает с себя всякую ответственность за происходящие с ним неудачи, закрывается от болезненных ощущений и перестает искать выход из ситуации, «опускает руки».

Теория н. майера – фиксация

Ученый считал, что в состоянии фрустрации исчезает целевая ориентация. Человек фиксируется в положении, точке, которой он достиг, не получив желаемого, и целеполагание у него полностью утрачивается. Характерное состояние для такого индивида — затяжная апатия.

Предлагаем ознакомиться  Сонливость как симптом: 10 причин, из-за которых постоянно хочется спать

Формы фрустрации

Формы проявления фрустрирующего поведения у человека прямо связано с вышеобозначенными теориями.

Всего в психологии выделяют 4 формы состояния.

Заключение

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.

Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако, когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу.

Количество работ, направленных на выяснение того, какие виды и формы агрессивных действий возможны и при каких условиях, чрезвычайно широк. Как указывает Р. Бэрон, к концу ХХ века лишь о человеческой агрессивности написано более 350 монографий. Причина этого не в последнюю очередь заключается в стремлении содействовать посредством лучшего понимания агрессивных действий предотвращению и сдерживанию явных актов насилия.

Ибо террористические акты (как в странах, где идет гражданская война, так и там, где она отсутствует), новые формы преступности (такие, как ограбление банков, угон самолетов, захват заложников, шантаж), влияние сцен насилия, ежедневно «с доставкой на дом» получаемых населением от средств массовой информации, вызывают все большую обеспокоенность международной общественности.

Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Исследователи, работающие в социально-психологической и педагогической науке, пришли к такому выводу, что; возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы.

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Оцените статью
Ствол
Adblock detector