Что такое культура общения

Введение

Взаимодействие
человека с окружающим его миром
осуществляется в системе объективных
отношений, которые складываются между
людьми в их общественной жизни.

Объективные
отношения и связи (отношения зависимости,
подчинения сотрудничества, взаимопомощи
и др.) неизбежно и закономерно возникают
в любой реальной группе. Отражением
этих объективных взаимоотношений между
членами группы являются субъективные
межличностные отношения.

Основной
путь исследования межличностного
взаимодействия и взаимоотношения внутри
группы — это углубленное изучение
различных социальных фактов, а также
взаимодействия людей, входящих в состав
данной группы.

Всякое
производство предполагает объединение
людей. Но никакая человеческая общность
не может осуществлять полноценную
совместную деятельность, если не будет
установлен контакт между людьми, в нее
включенными, и не будет достигнуто между
ними должное взаимопонимание.

Общение —
это многоплановый процесс развития
контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией
между ее участниками, который может
быть охарактеризован в качестве
коммуникативной стороны общения. Вторая
сторона общения — взаимодействие
общающихся — обмен в процессе речи не
только словами, но и действиями,
поступками. И, наконец, третья сторона
общения предполагает восприятие
общающимися друг друга.

Целью
данной работы — изучение видов общения.
Данная тема является весьма актуальной,
так как за последние 20-25 лет изучение
проблемы общения стало одним из ведущих
направлений исследований в психологической
науке в целом. Задача — определить
категорию общения в психологической
науке и определить его виды.

Культура речевого общения

Каждый человек проходит через воспитание, которое включает обучение речи. Каждого ребенка родители обучают устному и письменному изложению своих мыслей, обогащая словами, значениями и понятиями. Культура речевого общения у каждого индивида своя. И то, как хороша она была развита родителями в детстве, будет влиять на ее дальнейшее развитие самим индивидом.

Именно по манере общения создается первое впечатление об индивиде. Сначала людей встречают по одежде, а потом оценка происходит на уровне общения. Как люди общаются? Какие слова используют? Как грамотно, четко и ясно составляют предложения? Насколько ясно они изъясняются? Все это входит в культуру общения. На основе манер, которые человек проявляет, к нему формируется то или иное отношение у собеседников.

Впечатление о человеке зависит от того, как он говорит. Таким образом, впечатление о вас находится в ваших руках, а точнее губах, которые говорят и формируют определенную оценку у окружающих.

Культурный человек изучает нормы, которые предлагаются для формирования у себя культуры речи:

  • Суть (содержательность). Человек умеет выразить словами свои мысли, передает суть того, что он хочет выразить.
  • Логичность. Человек говорит последовательно, отсутствуют противоречия в сказанном.
  • Доказательность (обосновательность). Человек может продемонстрировать доказательства, которые позволяют ему говорить ту или иную мысль.
  • Аргументированность (убедительность). Человек умеет говорить убедительно и доказать правдивость своих слов, что приведет к согласию собеседника.
  • Понятность. Человек употребляет такие слова и термины, которые понятны собеседнику.
  • Четкость (ясность). Человек способен подобрать такие слова, которые четко и прямо выражают его мысль. При этом его речь такая, что любому собеседнику слышно и понятно, о чем он говорит.

Значительную роль в формировании и дальнейшем развитии человека как личности играет так называемая речевая культура личности. Отражением речевой культуры является язык и его система, поскольку именно в нем содержится и через него выражается реальная действительность и условия, что окружают индивидуумов, социальное и общественное сознание всех индивидуумов, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение.

Иными словами, язык – это практически хранилище всех культурных ценностей. Данную функцию она выполняет с помощью составляющих ее различных компонентов, таких как лексические и грамматические особенности, специфика устной и письменной манеры речи, фольклорные произведения вроде поговорок и пословиц.

Помимо этого, речь как таковая служит отображением развитости мыслительной деятельности, культурного и интеллектуального воспитания индивидуума. Также она представляет собой один из самых основных аспектов способности познать окружающую действительность, регуляции деятельности человека в социуме.

Более того, речь – это практически единственный, максимально оптимальный и эффективный вариант среди всех методов коммуникации, который для современного человечества является способом регуляции совместной целенаправленной деятельности. При чем это не зависит от того, в какой сфере жизни осуществляется данная деятельность.

Значимость понятия культуры общения для любого человека невозможно преувеличить. Именно благодаря ей осуществляется, в частности, познание различных профессиональных умений и навыков, происходит социальная адаптация в целом, культурное и всестороннее развитие, простейшее взаимодействие с другими людьми.

Способность индивидуумов к коммуникации являет собой не только важную эмоционально-психологическую и социальную связь, но также универсальный метод создания канала для обмена информацией разной степени важности. Результатом любой речевой деятельности субъекта принято считать текст, который и составляет выраженную информацию в устном или письменном виде.

Разумеется, эффективность выражения информации таким образом, а также возможность ее адекватного восприятия, зависит от ряда характеристик. К ним относят целостность текста, наличие определенной смысловой нагрузки, а также общая связность. Также большое значение имеет понятие о качестве речи индивидуума, которая играет большую роль в характеристике его речевой культуры.

Специалистами принято выделать культуру речи общественную, то есть общесоциальную, и сугубо индивидуальную. Что касается индивидуальной речи, то она является уникальной для каждого субъекта, а ее качество напрямую основывается на общем уровне эрудиции и развития данного человека в методах вербальной коммуникации. При этом индивидуальная речь одновременно является главным критерием выражения человеком его опыта и умений в рамках вербальной коммуникации.

Также стоит отметить, что индивидуальная речевая культура заимствует определенные положения из общесоциальной, перенимая часть некоторых штампов, феноменов, устоявшихся традиций. Вместе с тем индивидуальная культура речи в большей степени уникальна и разнообразна, в отличие от социальной. С данной позиции общественная вербальная культура рассматривается как своеобразная копилка.

Таким образом, рассматривая общение посредством речи с точки зрения психологии, можно прийти к выводу, что оно является одной из множества психических форм человеческой деятельности. Коммуникация как таковая не является всего лишь взаимодействием между двумя личностями, ведь в ней также отображаются различные уникальные свойства психики каждого из участников общения, особенности их уникального темперамента, другие психотипические черты.

Более того, важно отметить тот факт, что личность любого человека получает мощный толчок к развитию исключительно в результате и взаимодействия с другими индивидуумами. Это подразумевает факт важности воспитания культуры речи. Данное воспитание заключается в грамотном овладении родным языком, обучение различным нормам, совершенствование культурных познаний и красноречия путем простого вербального контакта с людьми.

1Понятие культурного
общения

Общение —
коммуникативный процесс, своеобразная
связующая нить, объединяющая людей
между собой. Культура – это очень
многогранное и емкое понятие, но когда
мы говорим – культура общения, каждый
знает, что понимается под этим термином.
Культура общения – это некий свод
правил, которых придерживается каждая
уважающая себя личность.

Соблюдение
этих правил – показатель уровня
образования и культуры человека в целом,
без культуры общения нельзя взаимодействовать
с людьми в цивилизованном обществе,
невозможно вести бизнес и налаживать
деловые контакты. Человек, передающий
информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.

В общении
можно выделить ряд аспектов: содержание,
цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Цель общения
– отвечает на вопрос «Ради чего
существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не
выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических потребностей. У
человека же эти цели могут быть весьма
и весьма разнообразными и являть собой
средства удовлетворения социальных,
культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других
потребностей.

Средства
общения – способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому. Кодирование
информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации.

Формирование культуры общения

Культура общения – непрерывный процесс, который начинается с самого рождения. Первые навыки общения человек получает в кругу своей семьи, где слышит, как общаются его родители между собой и с ним. Затем начинается воспитание и образование в детском садике и школе. Здесь ребенку дают определенные уроки и наставления, которые он должен усвоить.

Однако большую часть своих коммуникативных навыков человек формирует в процессе контакта с разными людьми. Поначалу он копирует те модели общения, которые он слышит в своей семье. По желанию и необходимости происходит коррекция речи, когда ребенок начинает использовать те правила и нормы, которым его обучают в школе или детском садике.

Также человек корректирует свою речь в зависимости от того, с какими людьми постоянно общается. Здесь включаются дети-друзья, с которыми ребенок постоянно контактирует и которые являются носителями других моделей общения. В дальнейшем в процесс культуры коммуникации подключаются средства массовой информации, тренинги и другие люди, с которыми человек вынужден общаться.

В течение всей жизни человек может менять свою речь, что зависит от окружения, в котором он находится. Особенно заметно это становится тогда, когда человек покидает Родину и уезжает в другую страну, где существует свой язык и культура общения.

Предлагаем ознакомиться  Лечение спаек кишечника народными средствами

2Процесс общения

Процесс
общения (коммуникации). Во-первых, он
состоит непосредственно из самого акта
общения, коммуникации, в котором участвуют
сами коммуниканты, общающиеся. Причем
в нормальном случае их должно быть не
менее двух. Во-вторых, коммуниканты
должны совершать само действие, которое
мы и называем общением, т.е.

делать нечто
(говорить, жестикулировать, позволять
«считывать» со своих лиц определенное
выражение, свидетельствующее, например,
об эмоциях, переживаемых в связи с тем,
что сообщается). В- третьих, необходимо,
далее определить в каждом конкретном
коммуникативном акте канал связи. При
разговоре по телефону таким каналом
являются органы речи и слуха;

Что такое культура общения

в таком
случае говорят об аудио вербальном
(слухо — словесном) канале, проще — о
слуховом канале. Форма и содержание
письма воспринимаются по зрительному
(визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие
— способ передачи дружеского приветствия
по кинесико — тактильному
(двигально-осязательному) каналу.

Культура речи и делового общения

В отдельную категорию культуры речи следует отнести деловое общение. Современный мир базируется на успешности, который предполагает, что каждый человек (будет он директором фирмы, предпринимателем или простым рабочим) обязательно будет придерживаться определенных норм делового этикета.

К сожалению, современные люди в обыденной жизни не желают придерживаться никаких норм общения. Каждый предпочитает минимальным набором слов выразить свою мысль, передать ее суть. Однако чтобы придерживаться грамотности, правил, красивой формулировки фраз, никто этому не уделяет внимания. Уже на письме становится видно, что люди, даже зная грамматику, особо ее не придерживаются. Современные технологии позволяют быть безграмотными, чем люди и пользуются. Это значительно снижает их уровень интеллекта.

Однако деловое общение начинает развиваться. Каждый человек, даже простой работник, должен его придерживаться, чтобы тем самым демонстрировать свой профессионализм. Особенно важно использовать деловое общение во время переговоров, конференций, собеседования, при решении каких-либо вопросов с другими работниками.

Чтобы быть деловым человеком, нужно обладать следующими характеристиками:

  1. Речь должна быть чистой, четкой и ясной.
  2. Человек должен обладать большим словарным запасом, в том числе и терминологией в той области, в которой он специализируется.
  3. Придерживаться грамотности и красоты речи.
  4. Человек должен следить за своей интонацией, произношением слов и даже проявлением эмоций.

3Структура общения

Даже на уровне
обыденного сознания размышления об
общении пестрят утверждениями, требующими
конкретности и всесторонности: «смотря
с кем общаешься», «зачем мне такое
общение», «он совсем не умеет общаться»,
«ради чего общаться», «разве это общение»
и т.д. Исследования проблем общения
невозможны без всестороннего
систематизированного анализа. Еще Б.Ф.

Ломов справедливо отмечал, что «общение
должно изучаться как многомерный
полифункциональный процесс с применением
методов системного анализа.» 1 .
Несомненно, феномен общения монолитен
и все, что его определяет существует в
неразрывном единстве, однако, в интересах
теоретического анализа исследователи
пытаются все-таки вычленить отдельные
составляющие его элементы.

Стремление
выделить и проанализировать отдельные
стороны, компоненты, элементы общения
особенно активно проявляется в рамках
психологического знания. Так, например,
Г.М. Андреева выделяет три стороны
общения: коммуникативную, интерактивную
и перцептивную 2 .

Когда говорят
о коммуникации в узком смысле слова, то
прежде всего имеют ввиду тот факт, что
в ходе совместной деятельности люди
обмениваются между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
настроениями, чувствами, установками
и пр. Все это можно рассматривать как
информацию, и тогда сам процесс
коммуникации может быть понят как
процесс обмена информацией.

Отсюда
можно сделать следующий заманчивый шаг
и интерпретировать весь процесс
человеческой коммуникации в терминах
теории информации. Однако такой подход
нельзя рассматривать как методологически
корректный, ибо в нем опускаются некоторые
важнейшие характеристики именно
человеческой коммуникации, которая не
сводится только к процессу передачи
информации.

Поэтому, не
исключая возможности применения
некоторых положений теории информации
при описании коммуникативной стороны
общения, необходимо четко расставить
все акценты и выявить специфику даже в
самом процессе обмена информацией,
который, действительно, имеет место и
в случае коммуникации между двумя
людьми.

взаимное информирование их предполагает
налаживание совместной деятельности.
Это значит, что каждый участник
коммуникативного процесса предполагает
активность также и в своем партнере, он
не может рассматривать его как некий
объект. Другой участник предстает тоже
как субъект, и отсюда следует, что,
направляя ему информацию, на него
необходимо ориентироваться, то есть
анализировать его мотивы, цели, установки
(кроме, разумеется, анализа и своих
собственных целей, мотивов, установок).

Но в этом случае нужно предполагать,
что в ответ на посланную информацию
будет получена новая информация,
исходящая от другого партнера. Поэтому
в коммуникативном процессе и происходит
не простое «движение информации». Но
как минимум активный обмен ею. Главная
«прибавка» в специфически человеческом
обмене информацией заключается в том,
что здесь особую роль играет для каждого
участника общения значимость информации.

Эту значимость информация приобретает
потому, что люди не просто «обмениваются»
значениями, но и стремятся при этом
выработать общий смысл. Это возможно
лишь при условии, что информация не
просто принята, но и понята, осмыслена.
Поэтому в каждом коммуникативном
процессе реально даны в единстве
деятельность, общение и познание.

Во — вторых,
характер обмена информацией между
людьми, а не между, предположим,
кибернетическими устройствами
определяется тем, что посредством
системы знаков партнеры могут повлиять
друг на друга. Иными словами, обмен такой
информацией обязательно предполагает
воздействие на поведение партнера, то
есть знак изменяет состояние участников
коммуникационного процесса.

Коммуникационное
влияние, которое здесь возникает, есть
не что иное, как психологическое
воздействие одного коммуниканта на
другого с целью изменения его поведения.
Эффективность коммуникации измеряется
именно тем, насколько удалось это
воздействие. Это означает (в определенном
смысле) изменение самого типа отношений,
который сложился между участниками
коммуникации. Ничего похожего не
происходит в «чисто» информационных
процессах.

«все должны
говорить на одном языке». Это особенно
важно потому, что коммуникатор и реципиент
в коммуникативном процессе постоянно
меняются местами. Всякий обмен информацией
между ними возможен лишь при условии,
что знаки, и, главное, закрепленные за
ними значения известны всем участникам
коммуникативного процесса.

Только
принятие единой системы значений
обеспечивает возможность партнеров
понимать друг друга. Еще Л.С. Выготский
отмечал, что «мысль никогда не равна
прямому значению слов» 3 .
Поэтому у общающихся должны быть
идентичны — в случае звуковой речи — не
только лексическая и синтаксическая
системы, но и одинаковое понимание
ситуации общения. А это возможно лишь
в случае включения коммуникации в
некоторую общую систему деятельности.

В- четвертых,
в условиях человеческой коммуникации
могут возникать совершенно специфические
коммуникативные барьеры. Эти барьеры
не связаны с уязвимыми местами в каком
— либо канале коммуникации или с
погрешностями кодирования и декодирования.
Они носят социальный или психологический
характер.

С одной стороны, такие барьеры
могут возникать из — за того, что
отсутствует единое понимание ситуации
общения, вызванное не просто различным
«языком» на котором говорят участники
коммуникативного процесса, но различиями
более глубокого плана, существующими
между партнерами. Это могут быть
социальные, политические, религиозные,
профессиональные различия, которые не
только порождают разную интерпретацию
тех же самых понятий, употребляемых в
процессе коммуникации, но и вообще
различное мироощущение, мировоззрение,
миропонимание.

Такого рода барьеры
порождены объективными социальными
причинами, принадлежностью партнеров
по коммуникации к различным социальным
группам, и при их проявлении особенно
отчетливо выступает включенность
коммуникации в более широкую систему
общественных отношений. Коммуникация
в этом случае демонстрирует ту свою
характеристику, что она есть лишь сторона
общения.

Что такое культура общения

Необходимо
добавить, что сама по себе информация,
исходящая от коммуникатора, может быть
двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается
в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана
на то, чтобы стимулировать какое- то
действие. Стимуляция в свою очередь
может быть различной.

Наконец, это
может быть дестабилизация — рассогласование
или нарушение некоторых автономных
форм поведения или деятельности.

Передача
любой информации возможна лишь посредством
знаков, точнее, знаковых систем. Существуют
несколько знаковых систем, которые
используются в коммуникативном процессе,
соответственно им можно построить
классификацию коммуникативных процессов.
При грубом делении различают вербальную
коммуникацию (в качестве знаковой
системы используется речь) и невербальную
коммуникацию (используются различные
неречевые знаковые системы) 4 .

Вербальная
коммуникация, как уже было сказано,
использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой
язык, то есть систему фонетических
знаков, включающую два принципа:
лексический и синтаксический. Речь
является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощью речи менее всего
теряется смысл сообщения.

Культура общения и этикет

Во время общения человек должен придерживаться культуры этикета. Здесь учитываются определенные рамки, как себя человек должен вести, как общаться с окружающими, как себя позиционировать. Например, к людям старшего возраста нужно обязательно обращаться на «вы». В кругу незнакомых людей всегда нужно ко всем обращаться на «вы». Лишь к индивидам, которые относятся к ближнему кругу, можно обращаться на «ты».

Этикет влияет на то, как человек будет общаться с другими людьми. Многое зависит от ситуации и тех норм, которые приняты в данном кругу.

4Функции общения в жизни человека

Для того
чтобы не потеряться в пучине самых
разнообразных «структуралистских»
построений и не потерять целостность
самих феноменов общения, важно
рассматривать структуру общения в
единстве с его функциями. Эти функции
чрезвычайно многообразны: это и форма
социализации индивида, и форма
самоосуществления индивида, развития
его индивидуальности, это и различные
воспитательные, информационные,
образовательные и даже творческие
функции.

Можно выделить
ряд, ролевых функций общения:

    Общение есть
    условие формирования и существования
    человека. Филогенез человечества и
    онтогенез каждого человека в отдельности
    подтверждают, что формирование человека
    невозможно без общения, выступающего
    «уникальным условием человеческого
    бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть
    способ самовыражения человеческого
    Я: человеческая сущность проявляется
    лишь в общении, которое дает возможность
    человеку выявить все грани своей
    личности, сделать их значимыми для
    других, самоутвердиться в собственной
    ценности. «Дефицит» общения порождает
    различные комплексы, сомнения, делает
    жизнь неполноценной.

    Общение —
    основное средство коммуникации, что
    проявляется в информативном характере
    общения, благодаря которому в процессе
    общения передаются накопленные знания
    и, тем самым, осуществляется социальное
    наследование. Одновременно коммуникативность
    общения проявляется и в генерировании
    новых идей, что выявляет его творческий
    характер, и в обмене идеями, что
    обусловливает праксеологическую
    ценность общения.

    Общение
    выступает основным средством управления
    людьми. В настоящее время эта функция
    используется целенаправленно как
    средство манипуляции сознанием и
    действиями людей, причем как в негативном,
    так и в позитивном плане, что явственно
    прослеживается как в публичных сферах
    – в экономике и политике, так и в сфере
    личных взаимоотношений.

    Общение есть
    жизненная потребность и условие
    человеческого счастья. Эта функция
    наиболее значима для самоощущения
    индивида, ибо она раскрывает интимный
    характер общения, выступающего
    внутренней, зачастую неосознаваемой
    потребностью каждого человека, скрытым
    мотивом его действий и поступков. При
    этом на первый план по значимости
    выступают такие черты общения, как
    избирательность и направленность на
    определенный объект, наличие обратной
    связи, взаимность выбора и взаимопонимание.
    Эта потребность полнее всего реализуется
    в таких высших формах человеческого
    общения, как дружба и любовь.

Предлагаем ознакомиться  Симптомы кожных заболеваний у детей и их лечение

Выявленные
ролевые функции общения позволяют
рассматривать его ценность по меньшей
мере в двух аспектах:

    как
    утилитарно-прагматическую, ориентированную
    на достижение социально-значимых и
    личных результатов;

    как самоценность
    – общение ради общения, смыслом которого
    является самовыражение и духовное
    сопряжение людей, приобщающихся к
    духовным ценностям партнера и тем самым
    умножающих собственные ценности.

Функциональная
сторона общения самым непосредственным
образом связана с его структурой и
развитием как в онтогенезе, так и в
филогенезе. При анализе феноменов
общения наиболее эффективно выглядит,
если можно так выразится, ситуационный
подход, который предполагает рассматривать
любой феномен, процесс общения конкретно,
по возможности всесторонне.

Рассмотрение
всех этих вопросов самым непосредственным
образом связано с уровнями анализа, на
что указывал еще Б.Ф. Ломов 6 .
На самом деле, определение структуры
изучаемого явления зависит не только
от различия предметов исследования, но
и от специфики и уровня научного анализа.
Поэтому-то понимание структуры и функций
общения в рамках, например, философского
знания существенно отличаются от
структуры и функций общения в рамках,
например, педагогических и психологических
работ.

Культура межнационального общения

Многие предприниматели уже выводят свои дела на межнациональный рынок. Это требует умения общаться с людьми других национальностей, что требует иных правил, которые следует соблюдать. Существует отдельное направление по изучению правил общения с людьми других культур. Многое зависит от того, почему люди разных национальностей решили пообщаться. Какая деятельность или тема их связывает?

Культура межнационального общения включает множество правил, среди которых можно выделить:

  1. Знание этикета другого народа.
  2. Владение языком тех людей, с которыми ведется общение.
  3. Соблюдение традиций ведения деловых переговоров.
  4. Создание атмосферы внутри своей компании, которая будет учитывать традиции другого народа.

5Виды общения

Общение
чрезвычайно многогранно, может быть
различных видов.

Различают
межличностное

и массовое

общение. Межличностное общение связано
с непосредственными контактами людей
в группах или парах, постоянных по
составу участников. Массовое общение
– это множество непосредственных
контактов незнакомых людей, а также
коммуникация, опосредованная различными
видами средств массовой информации.

Выделяют
также межперсональное

и ролевое

общение. В первом случае участниками
общения являются конкретные личности,
обладающие специфическими индивидуальными
качествами, которые раскрываются по
ходу общения и организации совместных
действий. В случае ролевой коммуникации
ее участники выступают как носители
определенных ролей (покупатель –
продавец, учитель – ученик, начальник
– подчиненный).

В ролевом
общении человек лишается определенной
спонтанности своего поведения, так как
те или иные его шаги, действия диктуются
исполняемой ролью. В процессе такого
общения человек проявляет себя уже не
как индивидуальность, а как некоторая
социальная единица, выполняющая
определенные функции.

Общение может
быть доверительным

и конфликтным
.
Первое отличается тем, что в его ходе
передается особо значимая информация.
Доверительность – существенный признак
всех видов общения, без чего нельзя
осуществлять переговоры, решать интимные
вопросы. Конфликтное общение характеризуется
взаимным противостоянием людей,
выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может
быть личным

и деловым
.
Личное общение – это обмен неофициальной
информацией. А деловое общение – процесс
взаимодействия людей, выполняющих
совместные обязанности или включенных
в одну и ту же деятельность.

Наконец,
общение бывает прямое

и опосредованное.

Прямое (непосредственное) общение
является исторически первой формой
общения людей друг с другом. На его
основе в более поздние периоды развития
цивилизации возникают различные виды
опосредованного общения. Опосредованное
общение – это взаимодействие при помощи
дополнительных средств (письма, аудио-
и видеотехники). 7

В социальной
психологии многообразие общения может
быть охарактеризовано и по типам.

Императивное

общение – это авторитарная, директивная
форма взаимодействия с партнером с
целью достижения контроля над его
поведением, установками и мыслями,
принуждения его к определенным действиям
или решениям. Партнер в этом случае
выступает пассивной стороной. Конечная
незавуалированная цель императивного
общения – принуждение партнера. В
качестве средств оказания влияния
используются приказы, предписания и
требования.

Сферы, где
достаточно эффективно используется
императивное общение: отношения
«начальник – подчиненный», воинские
уставные отношения, работа в экстремальных
условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.
Можно выделить и те межличностные
отношения, где применение императива
неуместно. Это интимно-личностные и
супружеские отношения, детско-родительские
контакты, а также вся система педагогических
отношений.

Манипулятивное

общение – это форма межличностного
взаимодействия, при которой влияние на
партнера с целью достижения своих
намерений осуществляется скрытно.
Вместе с тем манипуляция предполагает
объективное восприятие партнера по
общению, скрытым же выступает стремление
добиться контроля над поведением и
мыслями другого человека.

При манипулятивном
общении партнер воспринимается не как
целостная уникальная личность, а как
носитель определенных, «нужных»
манипулятору свойств и качеств. Однако
человек, выбравший в качестве основного
именно этот тип отношения с другими, в
итоге часто сам становится жертвой
собственных манипуляций.

Манипуляции
используются непорядочными людьми в
бизнесе и других деловых отношениях, а
также в средствах массовой информации.
При этом владение и использование
средств манипулятивного воздействия
на других людей в деловой сфере, как
правило, заканчивается для человека
переносом таких навыков и в остальные
сферы взаимоотношений. Сильнее всего
разрушаются от манипуляции отношения,
построенные на принципах порядочности,
любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные
на основе общих признаков, императивная
и манипулятивная формы общения составляют
различные виды монологического общения,
поскольку человек, рассматривающий
другого как объект своего воздействия,
по сути дела общается сам с собой, не
видя истинного собеседника, игнорируя
его как личность.

В свою очередь,
диалогическое
общение
– это равноправное субъек-субъектное
взаимодействие, имеющее целью взаимное
познание, самопознание партнеров по
общению. Оно позволяет достичь глубокого
взаимопонимания, самораскрытия партнеров,
создает условия для взаимного развития. 9

«Контакт
масок»

— формальное общение, когда отсутствует
стремление понять и учитывать особенности
личности собеседника. Используются
привычные маски (вежливости, строгости,
безразличия, скромности, участливости
и т. п.) – набор выражений лица, жестов,
стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное

общение,

когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если нужен
– то активно вступают в контакт, если
мешает – оттолкнут или последуют
агрессивные грубые реплики. Если получили
от собеседника желаемое, то теряют
интерес к нему и не скрывают этого.

Светское

общение.

Суть светского общения в его беспредметности,
т. е. люди говорят не то, что думают, а
то, что положено говорить в подобны

случаях; это
общение закрытое, потому что точки
зрения людей по тому или иному вопросу
не имеют никакого значения и не определяют
характера коммуникаций. 11

Итог

Общение является главной ведущей деятельностью человека с другими людьми. С кем бы человек ни контактировал, а он использует речь. Здесь нужно не просто знать слова и понимать их значение, но и красиво, правильно, грамотно, по всем нормам и понятиям составлять предложения, что будет отображать образованность и высокий уровень развития личности.

В зависимости от манер, которых человек придерживается, к нему создается определенное впечатление. Оно важно не только в межличностных отношениях, но и в рабочей сфере или при ведении бизнеса. Общение происходит в любой сфере жизни человека. И чем богаче язык, культурнее сам человек, этичнее и нравственнее принципы говорящего, тем больше интереса он вызывает у окружающих, которые начинают желать с ним контактировать дальше.

Заключение

По мере
развития речи появляется возможность
разнообразить содержание передаваемой
и воспринимаемой в процессе общения
информации, а при процессе изучения —
пользоваться различными средствами
общения. В результате обогащается
инструментальная сторона общения.

Дальнейшее
развитие общения можно представить как
постепенное накопление человеком
культуры общения на основе рефлексии,
обратной связи и саморегуляции.
Психологически высокоразвитый человек
отличается от менее развитого не только
выраженной потребностью в общении с
разнообразными людьми, но также богатым
содержанием, множественностью целей и
широким выбором средств общения.

Связь общения
с совместной деятельностью очевидна.
Несомненна связь общения и деятельности.
Но возникает вопрос: является ли общение
частью, стороной, аспектом совместной
деятельности или это два самостоятельных,
равноправных процесса? В совместной
деятельности человек должен по
необходимости объединяться с другими
людьми, общаться с ними, т.е.

Таким образом,
с одной стороны, деятельность выступает
как часть, сторона общения, с другой —
общение является частью, стороной
деятельности. Но общение и деятельность
образуют неразрывное единство во всех
случаях.

Список литературы

    Ломов Б. Ф. Психология. Словарь.
    — М.: Политиздат, 2008.

    Выготский Л.С. Избранные
    психологические исследования. М., 2004.

    Андреева Г.М. Социальная
    психология. М., МГУ, 2004.

    Бодалев А.А. Восприятие и понимание
    человека человеком. М., 2007.

    Андриенко
    Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие
    для пед. вузов (под редакцией В. А.
    Сластенина). М.: Академия, 2000.

    Леви-строс
    К. Путь масок. М.: 2001.

    Немов Р.С.
    Психология. Книга 1: Основы общей
    психологии. – М., Просвещение,2005.

    Зимняя И.А.
    Психология обучения иностранному языку
    в школе. – М., 2001.

Предлагаем ознакомиться  Как принимать Фуразолидон при диарее?

1Ломов
Б. Ф. Психология. Словарь. — М.: Политиздат,
2008.- С.11

Общения
и т.д. Фатическое общение
оказывается вовсе не пустой болтовней… имя-отчество звучит гораздо «теплее». общение
этика культура
речь Заключение Общаясь к своим…

  • Культура
    общения
    как основа сервисной деятельности в ресторанном бизнесе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Весьма расплывчатые сведения о культуре
    общения
    с гостями. Понятие о культуре
    общения
    . Культура
    общения
    официанта с гостем проявляется… установка официанта на высокую культуру
    общения
    с посетителями. Культура
    общения
    с посетителем подразумевает…

  • Воспитание культуры общения

    Следует отметить, что в прогрессивном обществе воспитание культуры общения занимает одно из главенствующих положений в воспитании ребенка вообще, как в семье, так и в любой другой педагогической практике. В частности, именно грамотная культура воспитательного общения призвана сформировать у ребенка теорию и практику основ общей культуры коммуникации.

    Не менее важно умение грамотно и правильно выстраивать свою речь со стороны родителей, поскольку именно их пример межличностной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания личностной речи, позволит развить в ребенке те качества, благодаря которым можно будет привить ему определенные культурные ценности в общении.

    Выделяют целый ряд различного рода приоритетов, целей и задач, которые стоят в основе воспитания и формирования культуры речи.

    Все они рассматриваются с точки зрения актуальности выработки следующих важных для индивидуума качеств:

    • Общительность как уникальная и устойчивая черта характера человека. Его склонность к взаимодействию с другими субъектами, активному обмену информацией.
    • Достаточно высокий уровень сугубо личных отношений.
    • Высокий уровень развития взаимоотношений в той или иной группе людей.
    • Эффективный уровень развития совместной деятельности в любой сфере жизни, например, профессиональной.
    • Повышение уровня академической успеваемости, что также заключается в повышении активности деятельности в обществе.
    • Развитие адаптивных способностей к разного рода деятельности и переключения между ними, например, игровой, учебной, трудовой.

    Таким образом, культура речи и ее воспитание – это достаточно глубокий и многоуровневый процесс. Он включает в себе развитие отношений во всех сферах жизнедеятельности индивидуума, удовлетворение потребности в совместной деятельности, что сопровождается постоянным обменом информацией, создание некоторой единой системы и концепции общения и обмена сообщениями, а также достаточно выраженное, непрерывное восприятие и постижение другого человека.

    Человек — продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина — отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

    Главная особенность общения
    — взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества — их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

    От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

    Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

    Культура общения… О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

    Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

    Культура человеческого общения — это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения — свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово — это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

    Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

    Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

    На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

    Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек — продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

    Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

    Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

    Человечность;

    Внимательность;

    Отзывчивость;

    Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

    Выдержка;

    Владение собой;

    Способность сдерживать негативные эмоции;

    Умение слушать другого человека;

    Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

    Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т.

    Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

    Культура общения в узком смысле — это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

    Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

    Исследователи считают, что общение — это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

    Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

    Что же такое установка?

    Установка — это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

    Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

    Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

    Если строишь необходимую установку, будь первым;

    Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

    Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия «.

    Коммуникативные установки, которые «включают» механизмы общения;

    Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

    Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

    где КУ — коммуникативные установки; 3 — знания по этике и психологии общения; В — умение применять эти знания на практике.

    Итак, культура общения — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

    Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека.

    Это окружение — люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

    Оцените статью
    Ствол
    Adblock detector