Что является результатом перцепции

Основные понятия

Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.

Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Перцепция в психологии – это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.

Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Это восприятие окружающей действительности с помощью органов зрения: узнавание цветов, определение расстояния и другое.
  2. Осязательная. С помощью рук происходит узнавание многих вещей и их взаимодействия на личность. Например, болевые ощущения дают понять, что высокие температуры вредны для организма.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. Человеческое ухо позволяет получить полную картину мира благодаря звукам.

Перцепция в психологии – это изучение реакций человека. Люди получают миллионы сенсорных стимулов в день, не зная при этом, что нужно игнорировать, а что нет. Заметит ли человек летящий лист с дерева, либо уделит внимание только тому, что важно.

Термин произошел от лат. рercipere – воспринимать. Изучение восприятия человеком информации началось еще в античности, оно нашло свое место в разных науках, включая философию, физику и искусство.

Немецкий логик и математик Готфрид Лейбниц еще в XVII в. внес большой вклад в изучение природы перцепции, проливая свет на сознательное и бессознательное. Философ пытался ответить на вопрос, есть ли душа в неживой природе. Эту теорию уже в конце XIX в. начал развивать австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.

Собирая и анализируя информацию из внешнего мира, человек ее интерпретирует согласно своему жизненному опыту. На основе этих данных он и взаимодействует с внешним миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организована, интерпретируется и осознанно воспринимается.

Один из способов осознать эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический.

Хотя восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мозгом часто не воспринимаются внешние раздражители, которые остаются относительно постоянными в течении продолжительного периода времени. Этот процесс известен как сенсорная адаптация.

Перцепция в психологии. Что это такое, понятие, механизмы, типы, эффекты, функции
Перцепция в психологии

Есть еще один фактор, который влияет на ощущение и восприятие – внимание. Что доказывает довольно интересная демонстрация, которую провели Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис в 1999 г.

В этом исследовании участники смотрели видео про людей с баскетбольными мячами в руках. Испытуемых попросили посчитать, сколько раз команда в белом передаст друг другу мяч из рук в руки. В это время среди игроков ходит человек, одетый в костюм гориллы.

Почти половина людей, которые смотрели видео, вообще не заметили гориллу несмотря на то, что он был хорошо виден в течение 9 сек. Участники полностью отключили другую визуальную информацию, сосредоточившись на подсчетах. Такое явление в психологии называется слепота невнимания или перцептивная слепота.

Мотивация также может влиять на восприятие. Ожидая важный телефонный звонок и принимая душ, можно вообразить, что человек его действительно слышит. Выявление значимого стимула может изменить способность различать истинный раздражитель и фоновый шум.

Разновидности перцепции

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.
Формирование образа предмета

Формирование образа предмета

В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:

  • обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
  • различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
  • сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
  • опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).

Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:

  • Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
  • Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).

Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.

Что является результатом перцепции

Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.

Существует несколько уровней перцепции, которые в свою очередь делятся на восприятие и осознание:

  1. Обнаружение. Первый уровень, на котором происходит обнаружение стимула.
  2. Различениеили перцепция. Происходит формирование образа.
  3. Идентификация. Начинается этап осознания, образ, хранящийся в памяти, сличается с предметом.
  4. Опознание. В конце концов происходит классификация и соотнесение объекта в группу.

В процессе перцепции участвуют разного вида анализаторы, но, как правило, они работают в комплексе.

  • зрительные;
  • слуховые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • вкусовые.Перцепция в психологии. Что это такое, понятие, механизмы, типы, эффекты, функции

Кроме того, в зависимости от предмета перцепции, который обладает некими точками отсчета, выделяют восприятие:

  • Времени. Его перцепция не является врожденной и зависит от суммы факторов, это отражение действительности в рамках последовательности происходящих явлений. Восприятие времени может быть необъективным, например, под воздействием лекарств, которые могут возбуждать, менять или тормозить процессы.
  • Движения. При возбуждении стимулов в сетчатке глаз воспринимается движение, которое происходит на каком-то фоне, однородном или нет, или при его отсутствии, например, в темноте. Движение глаз мозгом воспринимается и как движение предметов.
  • Пространства. Умение ориентироваться в пространстве является одним из самых важных качеств человека при взаимодействии с внешней средой. Перцепция включает в себя систему координат самого человека, то, как он занимает свое место в этом пространстве, обладающем рельефом и направлением.

Перцепция классифицируется также на произвольную и непроизвольную. Произвольная или преднамеренная формируется в виде наблюдательности, которая, в свою очередь, складывается из опыта человека и его знаний об объекте наблюдения.

Гендерные особенности перцепции

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.
Предлагаем ознакомиться  Глисты возле заднего прохода

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки. Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Что является результатом перцепции

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

По мнению психологов, для дружеского общения и взаимной симпатии достаточно простой улыбки. Чтобы развивать перцептивные навыки, психологи рекомендуют научиться улыбаться. Мимика позволяет получить информацию о чувствах человека, поэтому если научиться ее контролировать, можно улучшить навыки перцепции.

Методика Экмана позволит научиться отличать проявления эмоций и совершенствовать навыки восприятия. Суть ее в том, что на лице можно выделить три зоны (лоб и глаза, рот и подбородок, а также нос). Именно в этих зонах отмечается проявление основных эмоций (грусть, радость, страх и так далее).

В современной психологии перцепция – это многогранное понятие, обладающее свойствами и характеристиками. Организация процесса восприятия происходит в виде преображения получаемых стимулов в осмысленные и понятные модели. После того, как мозг определил, к какому из миллионов стимулов он будет обращаться, ему необходимо упорядочить информацию, которую он принял.

Перцепция включает в себя множество атрибутов, но 3 наиболее признанные особенности восприятия включают в себя:

  • Постоянство или константность восприятия. С точки зрения восприятия постоянство относится к способности идентифицировать один и тот же объект среди множества другой сенсорной информации. Например, монета выглядит круглой, когда ее держат вверх, и эллиптической, когда ее держат горизонтально. Но постоянство позволяет идентифицировать объект как монету, вне зависимости от ее положения. Причем, эта характеристика является приобретенной, а не врожденной. В основе этого процесса перцепции – опыт, получаемый от окружающего мира. Постоянными будут форма, яркость, размер объекта.
  • Группирование. Это особенность восприятия, которая следует принципам, в основном предложенным гештальт-психологами. Эти принципы были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных, так и в виде шаблонов. Они включают в себя близость, сходство, завершение образа, закон непрерывности, закон фигуры и формы.
  • Эффект контраста. Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению перцепции в связи с нормальной интенсивностью, степенью, частотой или другими атрибутами. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека. Джон Локк, философ XVII в., был одним из первых ученых, который наблюдал эффект контраста. Коснувшись чашки с горячей водой, человек ощутит тепло, коснувшись другой чашки, где может быть холодная вода, и наоборот. Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также вес и легкость.Перцепция в психологии. Что это такое, понятие, механизмы, типы, эффекты, функции

Перцепция в психологии – это еще и совокупность свойств, среди которых:

  • предметность и целостность, когда предметы воспринимаются в их реальном образе;
  • структурность определяет совокупность всех качеств предмета, их целостность без разбора на детали;
  • избирательность предполагает выделение одного объекта из массы других в зависимости ситуации;
  • апперцепция определяет восприятие, воздействие и зависимость психики, в том числе от индивидуальных особенностей человека и его опыта;
  • контекстность выражает окружение и обстоятельства;
  • осмысленность предполагает полную осознанность и понимание сущности предметов и объектов.

Перцепция в психологии – это принятие людей разного пола и гендера, их особенностей внешности, взглядов на жизнь, опыта и знаний. Понятие гендер описывает статус человека, его социальную перцепцию, это своего рода социальный пол.

В обществе широко распространены гендерные стереотипы, которые по сути своей признаются как социальные нормы для обоих полов. Идет разделение и на эмоциональном уровне, считается, что мужчины более склонны к логике и самоорганизации, в то время как женщины исключительно эмоциональны.

При этом женщины на своих плечах сейчас несут и построение карьеры, и воспитание детей, и ведение домашнего хозяйства. Но и на мужчину распределение гендерных ролей может влиять негативно.

Заставлять быть успешным – подавить личность и привести к депрессии мужчину. Личность должна развиваться индивидуально исходя их своих психофизиологических особенностей. Чувство долга также не должно мешать при раскрытии индивидуального потенциала.

Социальный стереотип всегда лежит в основе формирования первого впечатления, будь то представитель той или иной профессии, или иностранец, представляющий свою нацию. Этнические стереотипы одни из самых интересных. Итальянцы – излишне эксцентричны, а англичане — чопорные.

Важно понимать, если индивид воспринял стереотипы своей группы и на себя, то ему легче воспринимать другого человека. Механизм перцепции другого человека в данном случае запуститься легче и быстрее, экономя время и психологические ресурсы.

Но стереотипы должны применяться не всегда, есть так называемая разрешенная сфера, это может быть профессиональная деятельность или групповой национальный признак. Одним из самых ярких примеров может служить педагог. Спокойный ученик, стремящийся к знаниям – идеал.

А вот другие дети — безразличные, нестоящие внимания, в целом отрицательные люди, на которых не стоить тратить время. Эти ярлыки, появляющиеся у неуверенного в себе взрослого, мешают ребенку формировать собственное я и правильно презентовать себя миру.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

где — высота прямоугольника-измерителя,которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона, — высота квадрата эталона, , где — угол наклона квадрата-эталона.

Психика личности

1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.

2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.

3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.

Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов – апперцепции символов и тематической апперцепции.

Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим. Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание».

Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого — составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.

Факторы восприятия

Перцепция в русской психологии – это замена общего восприятия предмета на более конкретное явление.

Открыл данный закон психолог Н.Н. Ланге:

  • Любое восприятие человеком образа начинается с предмета, который воспринимается им как фигура на фоне, при этом эти понятия относительны. При перцепции могут быть задействованы любые органы из чувств, не только зрение, например, в шумной аудитории была произнесена фамилия человека, эта фамилия станет на фоне шума фигурой. Перцепция будет зависеть от уровня ожиданий и намерений людей. Если показывать фото обычных людей, но снятых в тяжелой обстановке, например, на войне, восприниматься они будут в негативном ключе. Такие опыты проводились А. Маслоу.
  • Целостность. Элементы образа обязательно будут достроены мозгом в целостную картину, даже если не хватает информации. Так музыка не будет восприниматься фрагментами, а только единым произведением.
  • Ожидания и предположения. При предъявлении теста испытуемым было предложено изображение, которое может быть истолковано, как цифра 13. Видя этот знак в процессе тестирования, каждый участник воспринял его именно как 13.Перцепция в психологии. Что это такое, понятие, механизмы, типы, эффекты, функции

Гештальт-психология была основана немецкими мыслителями М. Вертхаймером, В. Колером и К. Коффкой и сосредоточена на том, как люди интерпретируют мир. Согласно гештальт-теории, законы перцепции основаны на той идее, что глаз видит вещи как единое целое, прежде чем различать отдельные компоненты.

Что является результатом перцепции

Другими словами, в гештальт-теории целое не равно сумме всех его частей. В основном, наш мозг пытается навести порядок в хаосе.

Из этой теории рождаются законы организации восприятия:

  • Закон подобия или схожести. Группировка подобных объектов является организационным инструментом подсознания. Сходство играет важную роль в создании единства — чем больше похожи два элемента, тем больше вероятность того, что они образуют группу. Разнородные предметы — противостоят группировке. Три основных способа создать сходство или различие — это форма, размер и цвет.
  • Закон близости. Разум группирует элементы на основе их близости друг к другу.
  • Закон простоты. Также называемый законом Праньянца или законом хорошей фигуры, который является центральным для гештальта. Люди воспринимают объекты в среде таким образом, чтобы объект казался максимально простым.
  • Закон непрерывности. Разум не видит отдельных изогнутых линий, они рассматриваются, как принадлежащие друг другу, как единое целое.
  • Закон завершения образа. Ум ищет завершения. Сложное расположение элементов преобразовывается в простые, узнаваемые шаблоны даже при наличии противоречий. Во многих случаях наш разум восполняет недостающую информацию, чтобы создать связные формы.

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Предлагаем ознакомиться  Причины развития пролежней

Три механизма селективности восприятия:[3] Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Механизмы социальной перцепции

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Что является результатом перцепции

Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).

Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.

Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.

Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.

При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.

Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.

Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.

Что является результатом перцепции

Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.

Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция – это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.

Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:

  • стереотипизация – сформированный образ, штамп.
  • ореол – общее мнение о индивиде переносится и на скрытые черты его характера. Если человек обладает уникальными природными данными, общество будет считать его хорошим.
  • новизна – формирование мнения о незнакомце происходит на основе первого впечатления. Часто это мнение бывает ошибочно, потому что первое впечатление складывается исходя из множества факторов, которые не отражают внутренние качества.
  • первичность – при создании образа упор идет на информацию, которую узнали самой первой. Весь последующий опыт формируется исходя из нее.
  • роль – восприятие ролевых функций как черты характера. Например, всех учителей принято воспринимать строгими.
  • присутствие – в присутствии других людей личности свойственно проявлять тот навык, которым она владеет лучше всего.
  • авансирование – приписывание личности черт, которые ей не свойственны и дальнейшее разочарование в ней. Это связано с так называемой верой в людей, хочется думать, что все они хорошие.
  • снисходительность – преувеличение роли положительных качества при отрицании негативных черт характера.
  • гипервзыскательность – личность видит только негативные качества и закрывает глаза на позитивные.
  • физиогномическая редукция – суждение о качествах по внешности.
  • красота – привлекательным людям приписывается больше положительных качеств.
  • ожидание – провоцирование на человека той реакции, которую хотим получить от него.
  • внутригрупповой фаворитизм – свое всегда лучше.
  • презумпция взаимности – индивид думает, что оппонент относится к нему так же, как он к нему.
  • проекции – заключается в приписывании личностью своих положительных качеств человеку, который ей приятен и симпатичен.

Феномены социальной перцепции:

  • предположения о сходстве – личность считает, что «свои» люди должны относиться ко всему так же, как и она. Глубоко в нас заложена потребность в общности, мы хотим, чтобы близкие люди были похожи на нас, думали, как мы.
  • игнорирование информационной ценности не случившегося – принято игнорировать информацию о том, что могло случиться, но в реальности не произошло. Именно поэтому так трудно учиться на чужих ошибках.

Различают следующие виды социального восприятия:

  1. Индивидом самого себя, своей или другой группы.
  2. Участниками группы друг друга или участников другой группы.
  3. Группой своих людей и участников другой группы.
  4. Группой другой группы.

Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:

  1. Социальная стереотипизация – это формирование мнения о человеке, которое основано на его принадлежности к какой-то группе. Приведем в пример известный стереотип: все украинцы пьют горелку. Таким образом, когда личность встречает украинца, у нее появляется штамп по поводу его качеств.
  2. Идентификация – распознавание объекта посредством анализа некоторых известных признаков. Например, встретив человека в школьном кабинете по математике, можно сделать о нем такие выводы: он учитель математики или изучает этот предмет.
  3. Эмпатия – способность понять человека, его внутреннее состояние. Мы охотнее сочувствуем тому, чьи эмоции и переживания близки нам.
  4. Аттракция – познание другого за счет формирования к нему положительного чувства.В процессе влюбленности можно узнать партнера и при этом видеть в нем только положительные качества.
  5. Рефлексия – процесс самопознания путем переосмысления своих качеств.
  6. Каузальная атрибуция – составление образа посредством поступков и эмоций другого человека. С детства родители учат нас, что, если человек делает плохие поступки, он злой.

Перцепция в педагогике – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.

Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.

Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.

В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.

Перцепция в общении – это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  1. создание почвы, которая позволит лучше понимать других людей;
  2. развитие предпосылок к хорошему взаимопониманию с оппонентом;
  3. наблюдение за тем, чтобы влияние собеседников друг на друга было положительны. .

Что является результатом перцепции

Перцепция в психологии — это еще межличностное общение. При совместной деятельности должно существовать взаимопонимание. При первом наблюдении включаются механизмы социальной перцепции.

Механизмы социальной перцепции
Идентификация Происходит процесс сличения себя и партнера по общению.
Эмпатия Подразумевает умение посочувствовать другому человеку. Данное качество важно и в деловой сфере, например, в среде социальных работников или педагогов. Могут быть и негативные последствия, поскольку слишком глубокое погружение в не свои проблемы может вызвать депрессию. Бывает также адекватная и не адекватная эмпатия, например, люди, радующиеся чужому горю.
Аттракция Это уже дружба или что-то более личное.

Социальная перцепция – процесс индивидуальный, зависящий от возраста, предпочтений и уровня развития. Восприятие других может быть оценено, как, нормально. Но по мнению многих специалистов, нормально – это результат медленного осознания и наличие нечетких понятий.

Образы под влиянием обстоятельств, накопления знаний и опыта будут меняться, это живой процесс, поскольку мозг учится, возникают эффекты:

  • Эффект ореола. Может быть положительным или отрицательным. Все будет зависеть от тенденции человека приписывать собеседнику позитивные или благоприятные качества.
  • Эффект первого впечатления.
  • Эффект новизны. Перцепция новой информации, становящейся важной и значительной.Перцепция в психологии. Что это такое, понятие, механизмы, типы, эффекты, функции
  • Эффект роли. Перцепция личностных особенностей человека, его поведения, определяемого ролевыми функциями.
  • Эффект присутствия. Имея какой-то талант или достижение, индивид будет его больше демонстрировать на публике, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования. Приписывание несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности. Позитивные качества, например, работника могут превозноситься, при этом негативные оставляться без внимания.
  • Эффект гипервзыскательности. Акцент только на негативных качествах человека.
  • Эффект физиогномической редукции. Оценка человека производится только на основании его внешности.
  • Эффект красоты. Только у приятного внешне человека в наличии положительные качества.
  • Эффект ожидания. Если человек не дает реакции, то его будут провоцировать на нее.
  • Презумпция взаимности. Другие относятся к человеку так, как он или она относится к ним.
  • Эффект проекции. Качество и свойства характера примерно у всех одинаковые.

Развитие перцептивных навыков

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Предлагаем ознакомиться  Особенности ХГЧ после ЭКО: как влияет на наступление и сохранение беременности. Таблица ХГЧ по дням после ЭКО: нормы

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами.

Краткое восприятие реальности

Краткое восприятие реальности

Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.

Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.

Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.

Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.

перцепция

Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.

Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста.

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

  1. Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
  2. Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира. Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает.

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Межличностная перцепция при вопросах взаимодействия людей друг с другом становится ключевым моментом. Это уже реальное общение и практическое взаимодействие, обмен опытом и впечатлениями.

Психологу-наблюдателю необходимо выделить первостепенные и второстепенные роли для проведения анализа, методики уже выработаны:

  • положительные эмоции – согласие и солидарность;
  • отрицательные эмоции – отрицание, создание напряженности;
  • постановка проблемы – просьба высказать мнение, предоставить аргументы;
  • ее решение – компромисс, ориентация на мнение других.

Конструктивен ли был разговоров, будет зависеть от участников межличностной перцепции.

Может случиться и конфликт. Конфликт, если он еще и острый, связан с интересами, которые будут несовместимы у сторон межличностного общения и скорее всего будет непреодолим. Многое зависит от деталей, возник ли спор на уровне внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, насколько все объективно.

Проявление первого впечатления

Психологи выделяют следующие факторы, от которых зависит, какое впечатление сложится о человеке:

  • Превосходство обычно наблюдается, если человек, превосходящий своего собеседника, высоко оценивается и по другим характеристикам. В результате происходит пересмотр оцениваемого человека. Этот фактор в первую очередь зависит от неуверенного поведения наблюдателя. Так что в экстремальных ситуациях многие люди доверяют тем, к кому до этого не решились бы подойти.
  • Привлекательностью объясняются свойства перцепции для собеседника, внешние данные которого привлекательны. Основная ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что психологические свойства человека, который выглядит привлекательно, люди нередко переоценивают.
  • Фактор «отношение» подразумевает, что человек воспринимает собеседника в зависимости от того, как тот к нему относится. Основная ошибка здесь заключается в склонности переоценивать собеседника, который соглашается с мнением или настроен дружелюбно.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы. Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Десерт

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:

  • Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
  • При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
  • Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.

Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально. Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность. Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.

Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие. Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет.

Развитие восприятия у детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью. Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам. Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Некоторые феномены

При контактах друг с другом люди сталкиваются с разными необычными явлениями. Распространенный феномен, который встречается в коллективах, – это внутригрупповой фаворитизм. В неком объединении люди стремятся завышать оценки членов и негативно относятся к аналогичным заслугам другой группировки.

Еще один тип феноменов – иллюзия взаимности. Индивид воспринимает отношение со стороны других к себе таким же, как и он относится к этим людям. Простой пример – менеджер Иван положительно со всеми общается и считает, что остальные сотрудники компании воспринимают его как вежливого человека.

Повлиять на восприятие индивида может феномен сходства. При нем индивид склонен считать, что близкие ему люди думают так же, как он. Подобное явление может наблюдаться между начальником и подчиненными. Руководитель будет стараться воспитывать единство мнений. Структура каждого феномена индивидуальна и проявляется по-разному.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Оцените статью
Ствол
Adblock detector